Тарифная политика как критический фактор развития жилищно-комунальной сферы
Материалы по менеджменту / Тарифная политика как критический фактор развития жилищно-комунальной сферы / Тарифная политика как критический фактор развития жилищно-комунальной сферы
Страница 2

Таким образом, объем субвенций из государственного бюджета на смягчение ситуации в сфере тарифообразования в ЖКХ имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, за 2006-2012 гг. объем субвенций на покрытие разницы в тарифах на тепловую энергию и услуги по водоснабжению и водоотведению для населения вырос более чем в 2 раза, а на предоставление льгот и жилищно-коммунальных субсидий населению - в 3,34 раза.

Значителен объем компенсации разницы между ценой закупки импортируемого природного газа и ценой его реализации предприятиям теплокоммунэнерго на производство тепла для населения (в 2011-2012 гг. эта субвенция государственным бюджетом не планировалась - компенсация должна была осуществляться за счет дивидендов НАК "Нафтогаз України"). В целом объем субвенций на дотирование тарифов на указанные услуги для населения составляет 3-5% доходов государственного бюджета и существенно превышает другие важные для общества расходы, например, по статье "Охрана окружающей природной среды".

Причиной этого является, в первую очередь, несоответствие между себестоимостью и тарифами на ЖКУ (табл.2).

По данным таблицы 2, тарифы для населения (средние по стране) существенно ниже себестоимости соответствующих услуг, а в случае теплоснабжения тариф даже не возмещает стоимость использованного топлива.

Кроме того, по нашему мнению, проблема компенсации в тарифах разницы между ценами закупки импортируемого природного газа и его реализации субъектам хозяйствования на производство тепловой энергии, потребляемой населением, будет существовать до тех пор, пока тарифы на природный газ не будут определяться на экономически обоснованном уровне для всех категорий потребителей. В этом аспекте хотелось бы подчеркнуть, что Национальным планом действий на 2012 год по введению

Таблица 2

Обеспечение населения услугами централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения (по результатам 2011 г.)

Услуги

Средняя себестоимость (без НДС)

В том числе стоимость топлива

Тариф для населения

Разница в тарифах, образовавшаяся за 2011 г. (млн. грн.)

Теплоснабжение (грн. /1 Гкал) Водоснабжение (грн. /м3) . Водоотведение (грн. /м3) .

388,474 3,04 2,44

222,18

217,90 2,28 1,68

5792,7 3400

Программы экономических реформ на 2010-2014 годы "Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" в разделе IX "Реформа энергетики" предусмотрен переход от действующего механизма дифференциации цен на природный газ для отдельных категорий потребителей к установлению единых цен на природный газ в нефтегазовой отрасли.

Отметим, что в I полугодии 2012 г. цена природного газа для предприятий теплокоммунэнерго составляла 1710 грн. за 1 тыс. м3, тогда как во II квартале 2012 г. цена импортируемого природного газа - 325 дол. (с учетом скидки 100 дол.), или приблизительно 2600 грн., за 1 тыс. м3 (к этой цене следует добавить расходы на его транспортировку и поставку). Для сравнения: по результатам 2011 г., цена природного газа для бюджетных организаций равнялась 3239,7 грн. за 1 тыс. м3, для промышленных потребителей - 3380 грн. за 1 тыс. м3, для населения - 482,03 грн. за 1 тыс. м3 [2].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Японский опыт менеджмента качества и возможности его применения в сфере туризма
Введение Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияю ...

Управление персоналом в системе наук и общей теории управления
  Введение управление персонал кадровый планирование Актуальность темы исследования. Управление персоналом как отрасль знания вк ...

Управление бизнесом в туристской индустрии
Введение Современное управление туристской фирмы означает больше, чем разработка хороших услуг, установление на них привлекательной цены и приближение к ним потребителей целевого рынк ...