Коммуникативная культура менеджера туризма
Страница 3

В повседневном общении людям приходится сталкиваться с желанием собеседника достичь коммуникативной цели во что бы то ни стало. При невозможности добиться желаемого с первой попытки говорящий зачастую прибегает к таким языковым и неязыковым средствам, которые адресат оценивает как давление. Выбранные говорящим средства воздействия на адресата разрушают баланс взаимоотношений, приводят к конфликту между участниками общения. Коммуникативную тактику, направленную на достижение цели общения любыми средствами, назвали коммуникативным давлением.

Важное значение для коммуникативного взаимодействия имеет соблюдение психологической дистанции. Наиболее приемлемое расстояние между общающимися сотрудниками организации в рамках межличностной коммуникации - 20 см (для сравнения: у сельских жителей составляет 50 см). Несанкционированное сокращение дистанции одной из сторон ведет к напряжению психологической обстановки в момент коммуникативного акта. Во-вторых, соблюдение норм делового этикета, предполагающего проявление вежливости, уважения, внимания к партнеру по коммуникации, позволяет сотрудникам чувствовать себя более раскрепощенными в ситуации, в которой они ранее не принимали участия.

Не менее важную роль играют социальные ожидания. В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два главных фактора, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействие и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Этими факторами являются: ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем; ожидания организации в отношении индивида, его роли и его места в ней'.

4. Информационные факторы. Если принять во внимание информативность сообщений, передаваемых по каналам коммуникации, то исследования показывают ее сложную структуру, которая бывает разной по своей сути, разной но времени восприятия, разной для разных людей и социально-демографических групп (старых и молодых, мужчин и женщин, с высоким и низким культурно-образовательными уровнями) Многое зависит при этом от сходства или различия тезаурусов самого сообщения и его получателя (реципиента), т.е. кодировки и декодирования сообщения. С точки зрения информативности тезаурус каждого сообщения делится на три части: основная информативность - то, что дано и что получено; потери информативности - то что дано, но не получено из-за рассеянности, спешки, незнания языка или предмета; бесполезная информация - информационный шум. Тезаурус реципиента тоже делится на три части: основная информативность - ее мы уже назвали; простая ассоциативная информативность (пассивное творчество) - то, что автор не дал, но предполагал дать, подразумевал, и реципиент получил, благодаря своей квалификации; сложная ассоциативная информативность (активное творчество) - то, что автор не дал, не предполагал давать, но реципиент получил.

5. Управленческие факторы. Действие данной группы факторов связано прежде всего с типом руководителя, стилем руководства. При этом различают две группы руководителей: ориентированных на требования вышестоящих уровней организации и ориентированных на управляемую группу (подчиненных). Второй тип характеризуется большей точностью перцепции и более сильным ее влиянием на эффективность деятельности. В целом выделяют следующие ocновные особенности восприятия руководителем подчиненных:

) перенесение общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик - как деловых, так и личностных («эффект генерализации»);

) завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя;

) завышение оценок тех подчиненных, которые высказывают сходные с руководителем мнения;

) занижение оценок тех подчиненных, которые не поддерживают руководителя и высказывают противоречащие его мнению суждения;

) блокирование руководителем информации, поступающей ему от лиц, получивших со стороны руководителя негативную оценку.

Для высокого уровня коммуникативной культуры организации характерен такой показатель, как адекватность восприятия самого руководителя возглавляемой им группой. Он особенно важен для эффективного руководства, поскольку именно от того, насколько «принят» руководитель группой (организацией), решающим образом зависит и эффективность совместной деятельности.

В зарубежных исследованиях разработан своеобразный норматив того, как должен восприниматься руководитель своими подчиненными, чтобы его деятельность была эффективной: во-первых, как «один из нас»; во-вторых, как «подобный большинству из нас»; в-третьих, как «лучший из нас»; в-четвертых, он должен «соответствовать экспектациям», т.е. оправдывать ожидания членов группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Японский опыт менеджмента качества и возможности его применения в сфере туризма
Введение Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияю ...

Управление персоналом в ООО "Версаль"
Введение Тема данной работы: «Управление персоналом организации сервиса». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильные принципы организации производства, оптимальные ...

Управление персоналом предприятия
Введение Кадры, на сегодняшний день, наиболее ценная и важная часть производительных сил предприятия. С развитием научно-технического прогресса эффективность производства все более за ...