Коммуникативная культура менеджера туризма
Страница 2

Культура есть совместный опыт (национальный, этнический, религиозный и т.д.), нашедший свое отражение в общем языке, стиле общения, обычаях, верованиях, представлениях и ценностях. Понятие «культура» в данной работе не включает в себя искусство, музыку, литературу и т.д. Оно означает неформальные, часто скрытые модели человеческого поведения, общения и самовыражения, которые присущи всем представителям данной группы.

Коммуникативная культура тесно связана с корпоративной культурой. Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Коммуникативная культура организации обусловлена действием значительного множества факторов (факторов первого порядка), причем действие одних из них имеет более выраженный и непосредственный характер, действие других - менее выраженный и опосредованный характер. Рассмотрим восемь групп этих факторов: личностные, гендерные, социально-психологические, информационные, управленческие, социоэкологические, социокультурные и ситуационные.

1. Личностные факторы. Взаимосвязь между чертами личности и коммуникативным поведением была предметом многих исследований. Основной вывод этих исследований состоит в том, что черты личности, имеющие положительное значение в контексте данной культуры, положительно коррелируют с коммуникативной эффективностью, моральным климатом и сплоченностью. К этим чертам относятся общительность, уверенность в себе и независимость. Как свидетельствует А.Н. Занковский, наиболее заметное влияние на процесс коммуникации оказывают такие личностные качества, как общительность, агрессивность, уровень самооценки, стремление к доминированию (лидерству), направленность личности.

2. Гендерные факторы. Исследования, направленные на идентификацию образцов коммуникаций гендерных групп - мужчин и женщин - продемонстрировали удивительные различия.

Во-первых, оказалось, что мужчины склонны делать акцент на своих властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям; представители «сильного» пола в отличие от женщин настойчиво предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей; мужчины стремятся «замаскировать» неуверенность; женщины стараются задать побольше вопросов, проясняющих суть задания или проблемы, а их коллеги мужчины считают, что «лишние» вопросы демонстрируют некомпетентность сотрудника; женщины никогда не скупятся на извинения, комплименты, приглашают к открытому общению с помощью обратной связи и смягчают критику похвалой; мужчины стремятся к продвижению по иерархической лестнице, постоянно «увязают» в бесплодных дискуссиях и мечтают об общественном признаний. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, тогда как женщины при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

На основе полученных результатов исследователи сделали следующие выводы. Во-первых, у представителей разных полов свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения. Во-вторых, для женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, субъективно более значимы и на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связанные с их работой. Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую накопил Ленинградский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере

3. Социально-психологические факторы. Довольно разнородна по характеру и действию на коммуникативную культуру группа социально-психологических факторов. Из нее выделяют пять факторов:

) размер группы,

) неоднородность группы,

) коммуникативное давление,

) психологическую дистанцию,

) социальные ожидания.

Размер группы является важной детерминантой группового поведения. Исследования показывают, что малые группы способны более быстро выполнять задачи, чем большие. Однако, если перед группой стоит проблемная ситуация, большие группы справляются с ней лучше. Выполнение большинства групповых задач требует разнообразных знаний и навыков. Очевидно, что неоднородные группы, которые состоят из непохожих индивидов, обладающих различными способностями, навыками и знаниями, наиболее полно удовлетворяют этому требованию. Исследования также подтверждают этот вывод.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
Аннотация Выпускная квалификационная работа (ВКР) Абдуллаевой Айсел Башир кызы исполнена на тему «Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке». ВКР испол ...

Совершенствование системы управления персоналом в ООО "Экотех"
Введение Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а так же руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, кот ...

Формирование конкурентных преимуществ предприятия
Введение В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Сегодня борьба за потре ...