Сущность и этапы стратегического менеджмента
Материалы по менеджменту / Стратегический анализ ИП Чащина / Сущность и этапы стратегического менеджмента
Страница 4

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения- управленческие решения, которые [12]:

1. ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2. сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

. связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

Следует добавить, что стратегические решения инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, принуждение и т. д.). К стратегическим решениям можно отнести: реконструкцию предприятия, выпуск новой продукции, изменение корпоративной культуры и т. п.

Некоторые авторы считают, что стратегические решения существовали всегда и что им присуща следующая характерная особенность: принятие стратегических решений осуществляется путем выбора из дискретного множества известных вариантов [13].

В прошлом менеджеры, безусловно, принимали решения, которые несли серьезные последствия для предприятия, но они имели внутреннюю направленность. Стратегический менеджмент же основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды и в некоторой степени даже влияющих на нее. И еще одно важное отличие состоит в том, что стратегические решения формируются при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно.

Т. Питерс и Р. Уотермен в своей книге «В поисках эффективного управления» отмечают, что практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Г. Минцберг также придавал большое значение влиянию личных качеств руководителя на формирование стратегии развития предприятия. Стратегический менеджмент подразумевает демократизацию управления и, казалось бы, нивелирует влияние руководителя на развитие организации [14].

Безусловно, руководитель в современных условиях просто обязан делегировать большую часть управленческих функций своим подчиненным, распределив их по всем уровням организации (от высшего звена до простых работников). Но эта система будет эффективной только при одном условии - самоорганизации, которая включает в себя корпоративную культуру. А это значит, что помимо прекрасных организаторских способностей, менеджер должен обладать и многими другими качествами. Ведь корпоративная культура (душа организации) строится на ценностях, которых придерживается именно руководитель.

Довольно часто в учебной литературе по стратегическому менеджменту можно встретить утверждение, что эта система управления выражается в следующих пяти функциях [15]:

1. Планирование стратегии

. Считается, что планирование предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработку стратегии и бюджетирование. За основу данной функции выдается прогнозирование, которое базируется на фундаментальном анализе внешней и внутренней среды предприятия. Отдавая должное анализу как важному элементу эффективного управления, стоит заметить, что он не рисует четких картин будущего. Правда авторы подобных теорий на этом и не настаивают. Они наивно предлагают нам заглянуть, например, на десять лет вперед и предвидеть перемены и их существенность. Это скорее напоминает гадание на “кофейной гуще”, а не действенный элемент управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Этика менеджмента отечественный и зарубежный опыт
Введение Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их ...

Управленческая деятельность в системе охраны здоровья, место и роль менеджера в ней
  ...

Управление ассортиментной политикой торгового предприятия
Введение   На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием, каких-либо видов услуг. ...