Эволюция подходов к менеджменту качества
Материалы по менеджменту / Эволюция подходов к менеджменту качества
Страница 1

Введение

Актуальность исследований в области управления качеством обусловлена возрастающей ролью качества в деятельности организации как фактора, который на посткризисном этапе выступает ключевой предпосылкой к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов всех отраслей российской экономики. Деятельность любой организации, независимо от формы собственности и масштабов, на протяжении всего периода существования неразрывно связана с качеством продукции и услуг. От уровня качества продукции зависит напрямую результат работы компании.

Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Необходимость комплексного подхода к качеству на предприятии, составления долгосрочных программ, участия всех подразделений в деятельности по повышению качества свидетельствует о том, что качеством продукции, и работы нужно управлять.

Цель работы - изучить основные подходы в становлении и развитии менеджмента качества.

Эволюция подходов к менеджменту качества

Человеческая деятельность, вне зависимости от области и формы принципиально отличается от деятельности всех других живых существ своей сознательностью и целесообразностью. Если же рассматривать труд коллектива людей, то появляется второе принципиальное отличие, заключающееся в необходимости управления им.

На самых ранних этапах зарождения общества, человек управлял как самим собой, так и процессами, осуществлявшимися независимо от его сознания и воли. Так как человек есть существо общественное, то его деятельность (даже индивидуальная) также социальна. Это означает, что управление определяется как социальная функция. По мере развития средств труда и производства, расширения кооперации объективная функция управления возрастает.

В 1905 году благодаря Ф. Тейлору появилась первая система управления производством. Система Тейлора устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры. Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были подготовлены первые профессионалы в области качества - инспекторы. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. Такая форма работ по качеству характерна для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда.

Значительный вклад в развитие систем управления качеством внес Г. Форд, применивший стандартизацию и унификацию. Он организовал конвейерное производство, что дало возможность резко повысить производительность труда, снизить цены и перейти к массовому производству автомобилей. При этом особое внимание он уделял охране труда и созданию нормальных условий работы, установил 8 часовой рабочий день и минимальный уровень зарплаты. Г. Форд больше тяготел ж практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора и других специалистов в области управления производством. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами! требовал строгого соблюдения дисциплины (отсутствие личного общения работников на предприятии), внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою систему управления он так и назвал - «Террор машины». Г. Форд первым среди производителей сложной техники включил в сферу производства послепродажный сервис. До него каждый покупатель автомобиля считался богатым человеком, которого можно «прижать* и которому продавец ничего не должен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Японский опыт менеджмента качества и возможности его применения в сфере туризма
Введение Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияю ...

Управление персоналом (на предприятии на примере ОАО "Алтайэнерго")
ФГБОУ «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Кафедра «Экономика труда» УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Мишин А. К. «_____» ________________ 20 ...

Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС
Введение Конфликт - это открытое столкновение сторон, мнений, сил, связанное с различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере задач и способах их решения ...