Характеристика управления персоналом как отрасли знаний
Материалы по менеджменту / Управление персоналом в системе наук и общей теории управления / Характеристика управления персоналом как отрасли знаний
Страница 1

Управление персоналом является базовым курсом для цикла управленческих дисциплин. Изучение этой дисциплины базируется на ранее приобретенных знаниях ряда социально - экономических и гуманитарных дисциплин. Предлагаемая наука способствует углублению знаний студентов в области управления персоналом организаций различных организационных форм и форм собственности с учётом специфики сфер трудовой деятельности и региональных особенностей.

Основная цель науки управление персоналом познакомить нас с современными персонал - технологиями. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

сформировать представления о структуре и типах рынка труда, видах занятости и безработицы;

познакомить с методами планирования, набора, адаптации, обучения и оценки персонала;

помочь в освоении навыков планирования и организации кадровой работы в организации.

Объектами изучения науки являются личности и общности людей (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организации).

Предметом науки являются основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда.

Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале - это создание организации, работающей на принципе сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям. Рассмотрим категории факторов, воздействующих на персонал в трудовой сфере и требующих учета при прогнозировании его поведения.

Управление персоналом содержит два уровня знаний.

. Теоретический уровень подразумевает получение новых знаний путем описания явлений, выявления закономерностей, прогнозирования.

. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений ля эффективного использования персоналом.

Эти два уровня достаточно тесно взаимосвязаны и представляют структуру знаний об управлении персоналом, как науку. Кроме того наука управления персоналом опирается и на другие теории:

Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на персонал)

Психологические (поиск, найм, отбор персонала, формирование коллектива в организации):

теория поведения (регулировать норм поведения, которые присущи нашему обществу);

психология труда (контроль за влиянием труда на психологическое состояние сотрудников, режим отдыха).

Социальные (обеспечение социальных условий при работе в организации, социальные выплаты, различные компенсации и прочее):

групповое поведение (способность к коллективному труду, к общению в большом коллективе, способность работать и быть командой);

психология общения (формирования благоприятной обстановки в коллективе организации, что непосредственно способствует хорошему общению как сотрудников между собой, так и сотрудников непосредственно с работодателем).

Трудовое и социальное право - крайне важно в трудовой деятельности.

Конфликтология (недопущение, сглаживание конфликтных ситуаций в коллективе организации).

Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками:

квалификация;

компетенция;

способности;

установки.

Персонал классифицируется по нескольким направлениям:

основные (непосредственно осуществляют технологии производства);

вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству);

управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель);

технические исполнители (иногда отсутствует высшее образование);

обслуживающий персонал;

по полу (мужчины и женщины);

по стажу;

по квалификации.

.2 Соотношение практической деятельности, науки и учебной дисциплины в управлении персоналом

Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для российских экономики и производства, отставание технико-технологической составляющей которого вполне компенсируется высоким профессионализмом, способностью к нестандартному, творческому мышлению, богатым производственным и управленческим опытом, предпринимательской активностью персонала предприятий и фирм. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производственным процессом становится одной из главнейших преград в управлении развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанное с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на высшую ступень управленческой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС
Введение Конфликт - это открытое столкновение сторон, мнений, сил, связанное с различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере задач и способах их решения ...

Теоретические и организационно-методические аспекты выбора и оценки стратегических направлений развития территории
Введение Современные реалии мировой и внутри российской социально-экономической ситуации позволяют говорить о том, что сегодня преобладают экономическая децентрализация, расширение п ...

Стратегическое планирование деятельности современной организации
Введение «Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.-В. Гете Человек разумный всегда старался сделать меньше, а получить больше и лучше. ...