Теория обучения по идее Ч. Хэнди
Страница 3

• Обучение - не только получение ответов. Ни механическое их запоминание, ни обусловленные ответные реакции не помогут вам измениться или вырасти; ни «не под силу» сдвинуть колесо.

• Обучение - не то же самое, что учеба, не то же самое, что тренировка. Это больше, чем и первое, и второе. Обучение - жизненная привычка, способ мышления, способ роста.

• Результаты обучения выясняются отнюдь не на экзаменах, оно требует энергии, раздумий, мужества и поддержки. Легко все бросить, расслабиться и отдохнуть от пережитого. Но тогда ваш рост останавливается.

• Обучение - не только для интеллектуалов, блистающих, как правило, на стадии обдумывания. Самые нелюбознательные, не приемлющие риска люди все равно, пусть понемножку, но год за годом обогащают жизненный опыт чем-то новым.

• Обучение не дает уже известных нам ответов, но решает возникающие задачи, приближая нас к цели, ставя вопросы, размышляя и проверяя до тех пор, пока решение не станет новой частью нашей жизни.

Еще раз подчеркну, что запустить, а затем поддерживать движение колеса обучения очень трудно. Большинство из нас терпят фиаско. Мы останавливаемся на той или иной стадии его движения, и только кризис или катастрофа заставляют нас двигаться дальше. К счастью, существует «смазка», облегчающая движение колеса, - «необходимые условия комфортабельных изменений». Есть три вида «смазки», и каждый из них нуждается в интерпретации. Вытрите смазку - и изменения и обучение останавливаются.

. Приемлемый эгоизм

Приемлемым является ответственный эгоизм. Мне часто кажется, что христианское предписание о необходимости возлюбить ближнего своего как самого себя не так уж много дает нашим близким, ведь и себя-то любить мы очень часто не умеем.

Неприятие самого себя или недостаточно «позитивное отношение к самому себе» не позволяет начать обучение. Я не защищаю нарциссов. На основании доказательств я утверждаю, что лучше и продолжительнее обучаются, относительно комфортно осуществляют изменения те,

(а) кто несет ответственность за самих себя и свое будущее;

(б) кто имеет ясный взгляд на то, каким они хотят видеть свое будущее;

(в) кто хочет быть уверенным, что добьется поставленной цели;

(г) кто верит, что сможет осуществить намеченные планы.

Все просто. Но как добиться этого в реальной жизни? В первую очередь надо верить, что впереди у нас есть будущее. Да, иногда возникают сомнения по этому поводу. И тогда нет места ни изменениям, ни обучению. Затем необходимо решить, каким мы хотели бы видеть свое будущее. Принять с должным здравомыслием и эгоистичностью решение о том, что именно с учетом ваших талантов и способностей вам подходит. Но, к сожалению, иногда мы узнаем о том, в чем собственно состоят наши таланты, последними. Не слишком фантазируйте, ведь вы рискуете оторваться от жизненных реалий. Ваше будущее должно состоятся на Земле и при вашей жизни.

Приведенные в конце главы примеры призваны сфокусировать ваше внимание на этих трудных вопросах. Для того чтобы получить ответы, необходимо представить свое движение по волнам жизни. Экономист и философ Фред Хирш попробовал представить себе, как поведут себя люди в условиях широкого распространения материализма. По его мнению, тогда люди будут трудиться не потому, что они нуждаются, а в силу того, что они желают работать, для «позитивных вещей», которые позволяют держаться на уровне или впереди воображаемых Джонсов. Но гонка за Джонсами бессмысленна. Здесь нет ответственности за самих себя. Здесь только эгоистичная бездумная гонка за соседом.

. Реконструкция

Второй вид «смазки» (или необходимое условие) используется, как правило, на второй фазе оборота колеса обучения. Реконструкция - это способность взглянуть на проблемы, вещи, ситуации или людей иначе, с позиции другой стороны, перевернувшись с ног на голову; способность поместить их в иную перспективу или иной контекст; думать о них как о возможностях, а не проблемах; как об икоте, а не катастрофе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Этапы развития и становления теории и практики менеджмента
Введение Актуальность курсовой работы. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся ...

Управление качеством на предприятии ЗАО "Прибор-С"
Введение Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества ...

Статистические методы управления качеством
Введение   Процедуру статистического контроля качества можно подразделить на приемочный контроль и контроль процесса. Приемочный контроль предполагает тестирование произвольной вы ...