Теория обучения по идее Ч. Хэнди
Страница 2

Идеи и теории - обязательное, но недостаточное условие достижения цели. На этой стадии оборота колеса мы находимся в мире фантазии. «Мечты, - как не устают напоминать мне мои ученики, - окрыляют дураков». Теории должны быть проверены, протестированы в условиях реальной жизни в ходе движения колеса к следующей стадии. Какие-то теории оказываются «работоспособными», другие - так и остаются умопостроениями. Мой соус всегда получается комковатым - почему? До тех пор пока я не знаю ответа, т.е. не прошел фазу рефлексии, я еще ничему не научился. Изменение только тогда начинает с чем-то ассоциироваться, когда мы понимаем, почему оно произошло. Что я чаще всего слышу на встречах с руководителями компаний? Бравурные речи о достигнутых успехах. Ни интерпретации, ни теории, объясняющей столь высокие достижения. Преуспев, они ничему не научились, и вряд ли им суждено повторить свой успех.

Колесо, однако, поворачивается с трудом. А для некоторых людей оно никогда не сдвигается с места. У них нет вопросов, и они не ищут ответов. Постоянно зависящие от вашей точки зрения, они не желают добровольно учиться или изменяться.

Но есть и те, кто остановился на стадии вопросов. Подобно маленьким детям, они постоянно интересуются «почему?», «как?» и «когда?» Но они, как правило, остаются удовлетворены и тогда, когда интересующие их вопросы остаются без ответа. Они и сами ничему не учатся, и окружающие вряд ли многое почерпнут для себя из их вопросов. Такие индивиды на протяжении всей жизни играют роли «инспекторов», или аудиторов. Люди они, безусловно, полезные, но раздражают.

Следующая фаза, теория, имеет своих собственных специалистов, никудышных, но всегда готовых ответить на любые вопросы квазиученых. Знания ради знаний - вот что мотивирует этих собирателей фактов. У меня есть друг, каждый разговор с которым обращается для меня в лекцию о чем угодно. Он много читает, ничего не забывает и страстно жаждет поделиться своими знаниями с каким-нибудь слушателем. Недавно я понял, как можно извлечь пользу из общения с ним. Я пришел к нему с вопросом, на который хотел получить ответ.

Стадия тестирования имеет своих собственных энтузиастов, активных людей или прагматиков. У них нет времени на теории и на размышления, их немедленная реакция на проблему - атаковать ее с помощью любых подручных средств. Такие люди уверены, что энергия все преодолеет, и, если в первый раз что-то не получилось, они пытаются снова и снова. И нередко они оказываются правы. Трудность состоит в том, что они не знают ответа на вопрос «почему?». Успех без предварительного обдумывания и последующей рефлексии не поможет вам повторить процесс или улучшить его, хотя и несколько «отодвинет» проблему. Они могут быть эффективны, эти прагматики, но им очень трудно передать свои секреты другим, потому что они не «доворачивают» колесо.

Ну и последняя стадия - рефлексия. Те, кто на ней находятся, вновь и вновь вспоминают прошлое, ищут лучшее объяснения того, что было правильно и неправильно. Они наши эксперты. Они обучаются, потому что колесо совершило у них почти полный оборот, но в точке рефлексии остановилось. Экспертам достаточно одного урока; на этом их размышления заканчиваются, они не ощущают потребности в дальнейших объяснениях. Ведь у занятых людей часто нет времени, чтобы проявлять любопытство. Они сформировали свое мнение давно и не видят причин изменять его. «Постоянные» - называем мы таких людей, когда согласны с ними, «фанатики» - когда не разделяем отстаиваемое ими мнение.

Чаще всего большинству из нас не удается пройти через все четыре стадии. Я говорю это, чтобы подчеркнуть трудности действительного обучения и объяснить, почему идущие параллельно с обучением продуманные изменения встречаются так редко. Обучение из опыта и жизни обычно имеет место в случаях, когда мы должны измениться. Не следует путать его с тривиальными определениями процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Субъекты управления персоналом
Введение Актуальность темы исследования исходит из того, что категория «субъект управления персоналом» неоднозначна. Социальная система предприятия закономерно разделяется на две о ...

Стратегический анализ компании ОАО "Ростелеком"
Введение Стратегическое управление - управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, ...

Технологии принятия и реализации управленческого решения
Введение Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят рыночные критерии эффективности и повышаются требования к гибкости управления. В наст ...