Практика решения проблем и организации успешной работы по управлению персоналом на российских предприятиях
Материалы по менеджменту / Управление персоналом предприятия / Практика решения проблем и организации успешной работы по управлению персоналом на российских предприятиях
Страница 1

Россия только недавно вошла в эпоху рыночной экономики. В застойные социалистические годы руководителями назначались люди, не обладающие нужными навыками и не имеющие достаточной квалификации. Поэтому институт управления персоналом практически не развит в нашей стране. К сожалению, в корне неверный подход к подбору кадров на место руководителя сохранился и поныне.

Перестройка российской промышленности, и образование в ней большого количества самостоятельных предприятий требует качественного изменения профессионально-квалификационной мобильности и менталитета работников [12, с. 8].

Важная особенность развития теории и практики управления персоналом в отечественных условиях в том, что ее становление протекает под воздействием стереотипов практики работы с персоналом, доставшейся от идеологизированной кадровой политики предшествующих лет, а также неспособности многих руководителей и нынешних практиков управления персоналом адаптировать зарубежный опыт к отечественному состоянию общественных отношений.

Практика эффективного управления персоналом за последние пять-семь лет получила воплощение в предпринимательских структурах, то есть сформировалась как сфера услуг. Наиболее интенсивное развитие этот вид деятельности приобрел преимущественно в банковских, финансовых, компьютерных, торговых и других организациях [15, с. 94]. Работа передовых АО характеризуется структурным объединением кадровых служб с ОТиЗами и другими службами (например, по социальному развитию, подготовке кадров и т.д.), которые выполняют отдельные функции управления персоналом.

Однако приходится констатировать: существенных позитивных изменений в управлении персоналом пока не наблюдается. Функции управления персоналом раздроблены между разными структурными подразделениями, отсутствуют комплексная система мотивации персонала, система работы в области профессионально-должностного продвижения и др.

Кадровые службы большинства предприятий заняты в основном выполнением функции учета личного состава. Соотношение старых и новых технологий работы с персоналом составляет сегодня примерно 2 : 1.

Необходимость внедрения в практику предприятий системы работы по управлению персоналом на сегодняшний день во многом обусловлена: готовностью руководителя предприятия или его команды оценить значение управления персоналом в раскрытии профессиональных возможностей персонала, наличием финансовых возможностей создания системы работы по управлению персоналом.

После вступления России в ВТО судьба отдельных предприятий будет зависеть прежде всего от профессионализма их руководителей. И, конечно, для российских менеджеров это будет означать более жесткие условия конкуренции на рынке труда, обострение проблемы легитимности в отношении документов, подтверждающих квалификацию, и необходимость существенного изменения системы деловых коммуникаций [3, с. 11].

Поиск оптимальных вариантов ориентации персонала на интенсивные трудовые усилия ставит проблему обращения к зарубежному опыту. Конечно, не стоит пытаться банально копировать зарубежный опыт. Однако, бесспорно, правильный подход к заимствованию управленческого опыта у зарубежных коллег может привести к действительно отличным результатам [35, с. 8].

В тоже время строя новое, нельзя отказываться от хорошего старого. Поэтому целесообразно учитывать и опыт работы кадрового менеджмента накопленный в годы существования СССР.

Для предприятий, собирающихся управлять персоналом по-новому необходимо:

1. Иметь стратегию развития производства и персонала

Функция управления персоналом может существенно влиять на результат деятельности фирмы, если различные аспекты управления персоналом (развитие карьеры, селекция и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, социальное партнерство и т.п.) объединены в единый комплекс действий - программу, которая является частью стратегии организации. Только такое управление персоналом поможет раскрыть преимущества человеческого потенциала организации.

Одной из самых отрицательных черт управления персоналом в СССР было отсутствие развития социальных ресурсов [25, с. 178]. Мы не шли к социальному человеку, не организовывали и не планировали его развитие. Никогда в СССР не существовало выработки стратегии персонала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческая деятельность в системе охраны здоровья, место и роль менеджера в ней
  ...

Сущность и содержание мотивации персонала
Введение Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективнос ...

Трудовая мотивация работников
Введение трудовая мотивация персонал Трудовая мотивация персонала предприятия зависит от внутренних и внешних факторов. В их числе можно отметить как обстановку на предприятии, услови ...