Функция планирования
Страница 1

управление мотивация контроль персонал

Одним из инструментов системы менеджмента является планирование, сущность которого проявляется в конкретизации целей развития всей бизнес-организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования:

направленность целей - путем планирования цели более низкого порядка и действия как лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка;

раннее предупреждение - планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры;

координация частных планов - при помощи планирования анализируются выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к решению проблем (достижению целей). Таким образом, целенаправленно и систематично подготавливается решение по наиболее подходящей альтернативе. Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные рамки принятия решений;

определение основных методов контроля - путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана, как с прогнозом, так и с фактически полученными величинами и одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким образом, планирование становится основой результативного контроля;

информация сотрудников - при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках;

мотивация сотрудников - сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов. Формы планирования в зависимости от длительности планового периода делятся на перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование и текущее (оперативное) планирование. Виды планов: 1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план; 2) в зависимости от организационной структуры бизнес-организации - планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Если рассмотреть процесс планирования с начала до конца, то в нем можно выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. При детализации этих фаз получим деление, в которое войдут (рис. 2):

разработка целей;

постановка проблем;

поиск альтернатив;

прогнозирование;

оценка и принятие решений;

определение плановых показателей.

Разработка экономической политики бизнес-организации предполагает: формирование стратегических целей и задач; анализ сильных и слабых сторон деятельности бизнес-организации; оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование бизнес-организации; определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности; выбор стратегии; составление ежегодного бюджета бизнес-организации в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Управление качеством производства товаров (работ, услуг)
Введение Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают неду ...

Содержательные теории мотивации
Введение Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру ...

Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика
Введение   Возникновение понятия “Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разно ...