Организационно-управленческая структура
Страница 1

Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения между производителями и покупателями товаров и услуг. Основой современной рыночной экономики и главным условием экономического роста является свобода предпринимательской деятельности.

Основным субъектом предпринимательской деятельности в системе общественного производства является предприятие. Предприятие или организация (юридическое лицо) на свой страх и риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг.

Предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством. Прежде всего, это совокупность совместно работающих людей. Организации создаются для решения конкретных задач, для достижения определенных целей. Объединение людей в организацию происходит ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь.

Функция управления осуществляет эффективное воздействие на объект управления (предприятие) и решает поставленную задачу для достижения цели. Хозяйствующим субъектам, таким как «НИИПП», имеющим статус юридического лица, характерны следующие особенности:

− общие цели задаются извне организации (организация создается для удовлетворения потребностей человека и общества во внешней организации среде);

− разделение труда жесткое, основанное на принципе назначения (каждый работник занимает определенную должность, связанную с некоторыми обязанностями, правами и ответственностью);

− система управления имеет четкую структуру, поддерживаемую административным распорядком (структура, как правило, основана на принципах единоначалия и иерархичности).

Рассматриваемая организация (ОАО «НИИПП»), на мой взгляд, имеет функционально ориентированную структуру. Схема подчиненности в ней формируется на основе распределения сфер управления по функциональному и технологическому признаку. Типовая структура подобного предприятия представлена в приложении Ж.

Обусловлено это скорее тем, что организация стала правопреемником Унитарного предприятия. Типичное стратегическое предприятие бывшего СССР, которое продолжает существовать в условиях современной действительности. Основная проблема подобных предприятий состоит в том, что такие предприятия не являются ни социалистическими, ни рыночными. Они скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в нестабильных условиях.

Со временем НИИПП претерпело ряд изменений, внешних воздействий, поэтому, местами организации присущи элементы других структур (дивизионная, матричная, сетевая):

− выделение автономных центров, руководству которых делегируются обширные полномочия по управлению всей деятельностью центра (в каждый из центров включаются подразделения, занимающиеся производственной, снабженческой, сбытовой, вспомогательной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов);

− создаются команды для выполнения определенной сложной многофункциональной задачи - проекта (в одну команду собираются работники разных профессий из разных функциональных подразделений для выполнения разнообразных работ, необходимых для выполнения проекта);

− распределение полномочий в некоторых подразделениях основано не на административных формах управления, а на контрактах, заказах на поставку продукции и других соглашениях и т. д.

Итак, рассмотрим структуру предприятия. На рисунке 2.4 приведен упрощенный вид структуры управления организации, где цеха - это подразделения и отделы. Она динамична и изменяется в соответствии с требованиями изменяющихся экономических рыночных условий (при смене руководства, реорганизации, реструктуризации и т. д.).

Рисунок 2.4 - Структурная схема организации ОАО «НИИПП»

При этом ряд подразделений самостоятельно занимаются производственной, снабженческой, сбытовой, вспомогательной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта [3]. На рисунке 2.5 на примере научно-производственного комплекса СВЧ электроники приведен упрощенный вид структуры подразделения ОАО «НИИПП». Из всей структуры организации это подразделение выделено не случайно. В нем я проходил преддипломную практику.

Рисунок 2.5 - Подразделение НПК СВЧ как автономный центр

Подробная производственная структура предприятия представлена в приложении Г. Большинство отделов являются самостоятельно хозяйствующими подразделениями, они имеют все полномочия в области планирования, управления и контроля. Ответственность за получение прибыли возлагается в основном на руководителей отделов. Центральное руководство занимается корпоративным стратегическим управлением. Оно концентрирует свои усилия на поиске заказов, на освоении новых рынков и новых технологий. Кроме того, высшее руководство осуществляет централизованную оценку результатов работы всех подразделений в целом, их вклада в общую прибыль организации.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу
  Введение "Слово "конфликт", обычно означает борьбу между организмами, каждый из которых стремится максимизировать свою индивидуальную выживаемость" Р ...

Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы
  Введение Актуальность темы исследования. Представление об общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах сформировалось достаточно давно. Современ ...

Функции управления
Введение Управление представляет собой целенаправленный процесс, включающий в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как основные функции управления. В кабинетах многих ...