Причины конфликтов в трудовом коллективе
Страница 2

Более "всеобъемлющей" представляется типология, приведённая в статье "Конфликты в организации: пути преодоления" Владиславы Рутицкой [18]:

- по источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные;

- по коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;

- по составу конфликтующих сторон: внутриличностные (например, между родственными симпатиями и чувством долга руководителя), межличностные (например, между руководителем и его заместителем по поводу должности, между сотрудниками - по поводу премии), между личностью и организацией, между организациями или группами (подразделениями) равного или различных статусов;

- по функциональной значимости: позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные;

- по формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициированные (спровоцированные), неизбежные, вынужденные, лишённые целесообразности;

- по масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные (хронические);

- по способам урегулирования: антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству или ведущие к полному разрыву деловых отношений.

Также В.Рутицкая приводит три группы причин, обуславливающих конфликты: трудовые процессы, психологические особенности человеческих взаимоотношений, личностное своеобразие членов группы.

Проф. В.Щегорцев, в свою очередь, считает причинами возникновения конфликтов в трудовом коллективе следующие факторы [14, c.69]:

- организационные изменения;

- различные идеалы и системы ценностей;

- культура общения и личные нормы поведения;

- угроза статусу;

- психологические особенности.

М.О. Левадняя в учебно-методическом пособии по конфликтологии [6, c.8] в качестве причин конфликтов в организации приводит часть вышеперечисленных (ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, несхожесть ценностей и идеалов, индивидуально-психологические особенности), но добавляет к типологии причин конфликтов ещё и неудовлетворительность коммуникаций (искажение информации часто становится причиной конфликта) и неправильную оценку труда персонала [6, c.9], которую подразделяет на шесть типичных ошибок (ошибка центральной тенденции, ошибка контраста и подобия, галло-эффект, ошибка снисходительности, ошибка близости, логическая ошибка).

Разнообразие типологий причин организационных конфликтов подтверждает мнение, приведённое в первой главе: конфликтология, несмотря на многовековую предысторию и попытки "упорядочивания", длившиеся почти столетие, всё ещё остаётся наукой формирующейся, особенно - в части конфликтологии организационной.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Управление развитием персонала
ВВЕДЕНИЕ В условиях роста конкуренции, увеличения роли человеческого фактора успешность управления организацией напрямую зависит от эффективности процессов формирования, использования ...

Технологии принятия управленческих решений (метод Дельфи)
Введение Практическая актуальность работы обусловлена тем, каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысл ...

Управление бизнесом в туризме
Введение В настоящее время туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Туризм - это сл ...