Причины конфликтов в трудовом коллективеМатериалы по менеджменту / Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу / Причины конфликтов в трудовом коллективеСтраница 2
Более "всеобъемлющей" представляется типология, приведённая в статье "Конфликты в организации: пути преодоления" Владиславы Рутицкой [18]:
- по источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные;
- по коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;
- по составу конфликтующих сторон: внутриличностные (например, между родственными симпатиями и чувством долга руководителя), межличностные (например, между руководителем и его заместителем по поводу должности, между сотрудниками - по поводу премии), между личностью и организацией, между организациями или группами (подразделениями) равного или различных статусов;
- по функциональной значимости: позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные;
- по формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициированные (спровоцированные), неизбежные, вынужденные, лишённые целесообразности;
- по масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные (хронические);
- по способам урегулирования: антагонистичные и компромиссные, полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству или ведущие к полному разрыву деловых отношений.
Также В.Рутицкая приводит три группы причин, обуславливающих конфликты: трудовые процессы, психологические особенности человеческих взаимоотношений, личностное своеобразие членов группы.
Проф. В.Щегорцев, в свою очередь, считает причинами возникновения конфликтов в трудовом коллективе следующие факторы [14, c.69]:
- организационные изменения;
- различные идеалы и системы ценностей;
- культура общения и личные нормы поведения;
- угроза статусу;
- психологические особенности.
М.О. Левадняя в учебно-методическом пособии по конфликтологии [6, c.8] в качестве причин конфликтов в организации приводит часть вышеперечисленных (ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, несхожесть ценностей и идеалов, индивидуально-психологические особенности), но добавляет к типологии причин конфликтов ещё и неудовлетворительность коммуникаций (искажение информации часто становится причиной конфликта) и неправильную оценку труда персонала [6, c.9], которую подразделяет на шесть типичных ошибок (ошибка центральной тенденции, ошибка контраста и подобия, галло-эффект, ошибка снисходительности, ошибка близости, логическая ошибка).
Разнообразие типологий причин организационных конфликтов подтверждает мнение, приведённое в первой главе: конфликтология, несмотря на многовековую предысторию и попытки "упорядочивания", длившиеся почти столетие, всё ещё остаётся наукой формирующейся, особенно - в части конфликтологии организационной.
Смотрите также
Управление персоналом (на предприятии на примере ОАО "Алтайэнерго")
ФГБОУ
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И.
Ползунова»
Кафедра
«Экономика труда»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой Мишин А. К.
«_____» ________________ 20 ...
Стили руководства в организации
Введение
стиль руководство управление
Данная
работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней
рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера, а также и ...
Теории мотивации трудовой деятельности персонала
Введение
Высокая мотивация персонала является одним из важнейших условий
успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников
на работу с высокой отдачей, бе ...