Причины конфликтов в трудовом коллективе
Страница 1

Не так уж давно во многих работах по менеджменту организаций особое внимание уделялось их гармоничному функционированию. Считалось, что можно так подобрать персонал и найти такую формулу управления им, что организация будет действовать, как хорошо отлаженный механизм - без каких-либо неполадок. Конфликты в трудовом коллективе рассматривались, как очень негативное явление (это мнение бытует в обыденной жизни и по сей день). Но современные менеджеры признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - явление не только невозможное, но и нежелательное [11, c.77].

Марианна Скабицкая, HR-консультант, свою статью "Энергию конфликта - в мирное русло!" [26] даже начала словами: "Компания без конфликтов - прекрасная тема для фантастического романа". Разумеется, организационные конфликты способны вызвать нестабильность, дезорганизацию и, что называется, "моральное разложение трудового коллектива". Самым опасным видом организационного конфликта следует, видимо, признать противостояние топ-менеджеров, так как оно, спускаясь по цепочке иерархии, "каскадом" переходит на все категории сотрудников. Однако, конфликт может стимулировать достижение цели, развитие организации. Ведь для того, чтобы что-то построить, часто необходимо сначала что-то сломать…

Современные авторы приводят разные типологии причин организационных конфликтов. Например, Л.Сасскайнд, Ц.Шамликашвили и А.Демчук в своём учебном пособии [7, c.194] выделяют пять основных причин.

1. Организации в настоящее время представляют собой более сложную и разветвлённую структуру, чем прежде. Это ведёт к тому, что большое количество сотрудников, выполняя задание, выходят за рамки своих полномочий, что становится причиной внутренней напряжённости.

2. Большинство организаций имеет структуру команды. Попытка заставить сотрудников перестать "вариться в собственном соку" и начать работать в "одной дружной команде" может вызвать у людей, не готовых соглашаться, резкий отпор.

. Всё больше и больше организаций вынуждены приспосабливаться к быстрой смене условий жизни. Поскольку сопротивление изменениям неизбежно, агитация в пользу приспособления к новым условиям, как правило, вызывает резкую критику.

. Некоторые организации стремятся добиться единства коллектива, состоящего из людей очень разных по стилю, темпераменту и менталитету. Эта "благородная цель" приводит, конечно, к конфликтам.

. Большинство организаций вынуждены выполнять как можно больше работы в максимально жёсткие сроки минимальными средствами. Как правило, это провоцирует подразделения и отдельных сотрудников на борьбу за ограниченные ресурсы.

По мнению г-жи Мосиной, выраженном в статье "Занимательная конфликтология" [16], есть три стандартных типа конфликтов в коллективе. Первый, и наиболее адекватный, это деловой спор. В ситуациях этого типа между участниками существуют разногласия по конкретному вопросу, связанному с их совместной рабочей деятельностью. Область разногласий предметна и определена, а оппоненты верят в возможность прийти к соглашению и ищут пути его достижения. При этом обычно сохраняются нормальные личные взаимоотношения. Второй тип, уже более неприятный - формализация отношений. Для таких ситуаций характерно расширение перечня разногласий: они касаются уже не одной, а многих проблем. Могут быть затронуты не только рабочие вопросы. Общение оппонентов становится сугубо официальным, из взаимоотношений уходит всё личное, они начинают избегать контактов. Самый критичный тип - психологический антагонизм. В этом случае зона разногласий практически не имеет границ, участники конфликта порой затрудняются чётко определить, в чём же причина их разногласий.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление развитием бизнеса на примере ООО "ТК Лига"
Введение   В современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующий более быстрого реагирования со стороны руководителей предприятий. Обос ...

Статистический анализ факторов, влияющих на результаты бизнеса
  ...

Стратегия развития предприятия
Введение стратегия развитие планирование Успешность деятельности любого предприятия определяет его способность развиваться в любых экономических условиях, поэтому тему курсовой работы ...