Причины конфликта
Страница 1

Внутренние (внутриличностные) конфликты, как явствует из названия, протекают во "внутреннем пространстве" человеческой личности. К источникам этих конфликтов относятся:

- фрустрация (конфликт между "хочу" и "не могу", между "надо" и "не могу") - психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели;

- диалектика цели (конфликт между "хочу" и "не хочу", между "хочу" и "надо") - речь идёт о конфликте, состоящем в одновременном стремлении достижения цели и её избегании;

- взаимодействие ролей (конфликт между "надо" и "надо") - каждому человеку приходится "играть" несколько ролей; требования же этих ролей далеко не всегда совместимы, это и порождает конфликт;

- неопределённость ролей (конфликт между "могу" и "не могу") - причиной является неопределённость властных полномочий, которыми обладает человек.

Все остальные причины конфликтов - межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые - относятся к внешним причинам.

В межличностных конфликтах может проявляться столкновение людей с различными чертами характера (индивидуальными темпераментными свойствами), с разными взглядами и ценностями. Также это может быть ролевой конфликт - но не следует путать его с конфликтом, возникающим вследствие борьбы внутриличностных ролей у одного человека. Распространённой причиной межличностного конфликта является и борьба за обладание всевозможными ресурсами.

Конфликты между личностью и группой возникают, если личность занимает позицию, отличную от позиции, занимаемой остальными членами группы (в процессе функционирования любой группы вырабатываются т.н. "групповые нормы", стандартные правила поведения, которых придерживаются все её участники; соблюдение/несоблюдение этих групповых норм обеспечивает приятие или неприятие личности группой).

Внутригрупповые и межгрупповые конфликты возникают из-за отсутствия чёткого распределения ролей, функций либо ресурсов внутри группы или между ними.

Кроме вышеперечисленных причин возникновения конфликтов, следует упомянуть также и о т.н. "конфликтных личностях" и "конфликтогенах".

Конфликтная личность - личность, обладающая качествами, ведущими к предрасположенности к конфликтным отношениям с другими людьми. К таким качествам относятся [6, c.12]:

- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей; может быть как завышенной, так и заниженной - и в том, и в другом случае она противоречит адекватной оценке окружающих, что и будет выступать потенциальной причиной конфликта;

- стремление доминировать, во что бы то ни стало, там, где это возможно и невозможно;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях; стремление, во что бы то ни стало, "сказать правду в глаза";

- критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

- определённый набор эмоциональных качеств личности (акцентуации характера, проявляющиеся в чрезмерной выраженности, представляющие крайние варианты нормы): тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Выделяют три основные группы конфликтных личностей, каждая из которых имеет свои подтипы:

- конфликтные личности неуправляемого типа - импульсивные, легко возбудимые, со слабым типом нервной системы (слабо контролируют свои эмоции, не могут планировать свою деятельность и последовательно претворять планы в жизнь);

- конфликтные личности демонстративного типа - с неадекватно завышенной самооценкой, требуют постоянного подтверждения своей значимости, в конфликтных ситуациях демонстративно "выходят из себя";

- целенаправленно конфликтные личности - наиболее опасные и трудные в управлении, используют конфликт как привычное средство достижения своих целей, действуют рационально, искусно манипулируя людьми [6, c.17].

Основные характеристики конфликтных личностей и способы общения с ними приведены в Приложении А.

Конфликтогенами ("способствующие конфликту") называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из пяти типов [6, c.13].

. Стремление к превосходству. Проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего отношения к партнёру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания, обвинения, насмешки, издёвки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется как бы с оттенком доброжелательности ("Успокойтесь", "Вы же умный человек, а поступаете…" и т.п.);

- хвастовство о своих успехах и достижениях;

- излишняя уверенность в своей правоте, демонстрируется в виде безапелляционных высказываний типа "я уверен", "я считаю", "однозначно" и т.п.;

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление персоналом в ресторанном бизнесе (на примере ресторана быстрого питания "KFC" г. Омск)
Введение Актуальность исследования. Ресторанный бизнес сегодня занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является не только одним из высокодоходных видов экономической деят ...

Совершенствование системы по управлению качеством работы Государственного унитарного предприятия (ГУП) "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов"
ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день задачи коренного повышения технического уровня и качества продукции и услуг приобретают все большее значение в жизни общества. Качество изделий и услуг с ...

Управление качеством производства товаров (работ, услуг)
Введение Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают неду ...