Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Материалы по менеджменту / Теория управлениия / Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Страница 1

Повседневная жизнь организации является огромным комплексом регулярно проводимых, объёмных и сложных мероприятий направленных на достижение конкретных результатов. При этом львиная доля мероприятий направлена на реализацию одной из главных задач управления - это управление персоналом организации.

В менеджменте широко известны, глубоко изучены и регулярно применяются основные функции управления, такие как:

. Планирование

. Организация

. Мотивация

. Контроль

При управлении организацией или определённым участком (направлением) работы в организации, менеджеру (управленцу), в ходе работы с подчинённым персоналом, в целях достижения запланированного результата или же его улучшения, приходится постоянно создавать условия и ситуации, основная цель которых - это создание среды в которой формируются мотивы подчиненных, приводящие к улучшению результатов их трудовой деятельности.

Одной из первопричин формирования у работника мотивов, являются его потребности.

Потребность - очень обширное понятие, по своей сути занимающее важное место и имеющее огромное значение в повседневной жизни и развитии человека - как индивидуума, так и группы (общества) людей. Понятие «потребности» имеет много трактовок и определений, так как по своей сути вся жизнь и деятельность человека неразрывно связана с его потребностями, а вернее, с их удовлетворением.

Всю историю человечества, человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.

Таким образом, мы видим, что потребности человека являются движущей силой и отправной точкой процесса мотивации и определяют, какие усилия приложит человек для того, чтобы обладать благом, удовлетворяющим его потребность.

Существует четыре основных типов потребностей: а) первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности); б) позитивные и негативные; в) явные и неявные; г) осознанные и неосознанные.

Вся совокупность потребностей невозможна в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же работнике.

Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

По характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей: а) минимальный - обеспечивает выживание; б) нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете); в) уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

Сама деятельность человека (работника), является следствием взаимодействия имеющихся у человека потребностей, его интересов и наличия реальной возможности удовлетворить имеющиеся потребности (т.е. наличие доступных механизмов их удовлетворения, с наименьшими потерями и затратами для себя). Другими словами для деятельности, работнику не достаточно иметь потребность, в дополнение к потребности необходима причина, которая поспособствует ему совершить действия в целях удовлетворения возникшей потребности. Такой побудительной причиной является мотив.

Мотив труда - это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Составление бизнес-плана и планирование работы торгового предприятия
...

Японский опыт менеджмента качества и возможности его применения в сфере туризма
Введение Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияю ...

Удержание персонала УМВД России по городу Череповцу в период организационных изменений
Введение Проблематика управления изменениями в организациях является сегодня одной из наиболее часто обсуждаемых в научной и практической литературе по менеджменту. Как ученые, так и ...