Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Материалы по менеджменту / Теория управлениия / Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Страница 2

Выделяют следующие основные типы мотивов: а) мотив как внутренне осознанная потребность (интерес), побуждающая к действиям (чувство долга), связанным с ее удовлетворением; б) мотив как неосознанная потребность (желание); в) мотив как инструмент удовлетворения потребности; г) мотив как намерение, побуждающее поведение; д) мотив как комплекс перечисленных факторов.

Данная классификация мотивов и их критериев может быть использована применительно ко всем видам деятельности.

Если говорить о классификации мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека, то их можно разделить на четыре группы: 1) мотивы трудовой деятельности; 2) мотивы выбора профессии; 3) мотивы выбора места работы; 4) мотивы ухода (увольнения) с работы.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и прочее.

Выделяют следующие типы мотивированности:

а) трудовой (ориентация на заработок); б) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении); в) властный (приобретение высокой должности); г) идейный (готовность трудиться ради общего блага); д) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения богатства); е) творческий (поиск нового); ё) коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен для восточных культур); ж) люмпенизированный (упор на уравнительность).

Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например, в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.

Кратко разобравшись с мотивом, можно задать себе вопрос: «Что же такое мотивация?». На этот вопрос трудно ответить, в имеющейся учебной и научной литературе освещающей, как вопросы мотивации в целом, так и мотивации персонала в организации, нет чёткого определения этого понятия. Мотивация рассматривается авторами научной литературы с различных точек зрения. Мотивации посвящены научные изыскания в психологии, социологии, теории управления и других науках.

Процесс мотивации работника в организации очень сложен и зависит от каждого конкретного работника и той ситуации, в которой он находится.

Мотивацию как процесс, направленный на удовлетворение потребностей, схематично можно представить в виде последовательных этапов, показанных на рис.1.

Рис.1 Схема мотивационного процесса

Этап 1 - возникновение потребности. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Для того чтобы потребность стала побудителем активности, необходимо, чтобы человек принял и осознал эту потребность, сделал значимым для себя ее удовлетворение. Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека.

Этап 2 - поиск путей удовлетворения (устранения) потребности. При этом выделяют внешнюю и внутреннюю поисковую активность. Внешняя поисковая активность связана с поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность. Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.

Этап 3 - определение конкретной цели. Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса.

Этап 4 - формирование мотива. У человека возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном, преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование мотива.

Этап 5 - осуществление действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для удовлетворения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управление качеством на предприятии ЗАО "Прибор-С"
Введение Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение   Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...

Социально-психологические подходы при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями
...