Классификация управленческих решений
Страница 1

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

По продолжительности действия:

· оперативные;

· тактические;

· стратегические.

По числу альтернатив:

· бинарное решение (имеются две альтернативы действия - "да" или "нет");

· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);

· многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);

· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

По субъекту, принимающему решения:

· индивидуальные;

· групповые.

По сфере действия: технические, экономические, социальные, политические и др.

По степени неопределенности (полноты информации):

· решения в условиях определенности;

· решения в условиях риска (вероятностной определенности);

· решения в условиях неопределенности.

По степени сложности подготовки управленческого решения:

· стандартные или программируемые;

· нестандартные или непрограммируемые.

По степени уникальности:

· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;

· рутинные.

По подходу к принятию решения:

· интуитивные;

· основанные на суждении;

· основанные на рациональности.

По форме отражения: план, программа, приказ, указание.

По типу личности менеджера, принимающего решения:

· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются "с наскока", "рывками";

· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;

· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

· осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

· уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

По степени достижения целей:

· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;

· эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р.А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);

· подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

· сфера действия (технические, экономические, политические);

· цель (коммерческие, некоммерческие);

· ранг управления (верхний, средний, нижний);

· масштабность (комплексные, частные);

· организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);

· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);

· объект воздействия (внешние и внутренние);

· методы формализации (текстовые, графические, математические);

Страницы: 1 2

Смотрите также

Технологии принятия и реализации управленческого решения
Введение Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят рыночные критерии эффективности и повышаются требования к гибкости управления. В наст ...

Формы мотивации и демотивации персонала в организации
Введение Управление персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессиональ ...

Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
Аннотация Выпускная квалификационная работа (ВКР) Абдуллаевой Айсел Башир кызы исполнена на тему «Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке». ВКР испол ...