Классификация управленческих решений
Страница 1

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

По продолжительности действия:

· оперативные;

· тактические;

· стратегические.

По числу альтернатив:

· бинарное решение (имеются две альтернативы действия - "да" или "нет");

· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);

· многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);

· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

По субъекту, принимающему решения:

· индивидуальные;

· групповые.

По сфере действия: технические, экономические, социальные, политические и др.

По степени неопределенности (полноты информации):

· решения в условиях определенности;

· решения в условиях риска (вероятностной определенности);

· решения в условиях неопределенности.

По степени сложности подготовки управленческого решения:

· стандартные или программируемые;

· нестандартные или непрограммируемые.

По степени уникальности:

· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;

· рутинные.

По подходу к принятию решения:

· интуитивные;

· основанные на суждении;

· основанные на рациональности.

По форме отражения: план, программа, приказ, указание.

По типу личности менеджера, принимающего решения:

· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются "с наскока", "рывками";

· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;

· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

· осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

· уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

По степени достижения целей:

· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;

· эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р.А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);

· подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

· сфера действия (технические, экономические, политические);

· цель (коммерческие, некоммерческие);

· ранг управления (верхний, средний, нижний);

· масштабность (комплексные, частные);

· организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);

· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);

· объект воздействия (внешние и внутренние);

· методы формализации (текстовые, графические, математические);

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление персоналом предприятия
Введение Кадры, на сегодняшний день, наиболее ценная и важная часть производительных сил предприятия. С развитием научно-технического прогресса эффективность производства все более за ...

Цикл развития организаций
  ВВЕДЕНИЕ Каждый день образуется множество новых фирм. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не су ...

Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы
  Введение Актуальность темы исследования. Представление об общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах сформировалось достаточно давно. Современ ...