Роль руководителя в организации
Страница 1

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.

Роли руководителя разделяют на три группы:

Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Из многообразия феноменов, наблюдаемых в коллективе, руководство им, пожалуй, в наибольшей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии (удовлетворенности) сотрудников. Ведь при желании и соответствующих усилиях, как показывает практика, руководитель может создать в коллективе прекрасный психологический климат, и вместе с тем ему ничего не стоит (также при соответствующих усилиях) сделать жизнь сотрудников невыносимой.

Необходимо отметить три важных переменных, положенных в основу психологического портрета руководителя: личностные особенности, стиль руководства, авторитет. Все эти составляющие влияют на эффективность руководства коллективом и в конечном итоге - на формирование психологического климата в нем.

Остановимся на авторитете руководителя. Следует говорить о трех формах авторитета руководителя: моральном, функциональном и формальном.

Моральный и функциональный авторитет образуют психологический авторитет руководителя. Формальный авторитет - это должностной авторитет.

Формальный (служебный, должностной) авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Возможности в этом отношении руководителей различных рангов в разных организациях весьма различны, и диапазон их проявления довольно широк.

По оценке психологов возможностей руководителей влиять на своих подчиненных, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% подобного влияния; 100%-ю отдачу руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет. Последний состоит из морального и функционального авторитета.

Основаниями морального авторитета руководителя служат мировоззренческие и нравственные качества личности. Ядро функционального авторитета составляют компетентность человека, его разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности.

Возникает вопрос, обязательно ли наличие у руководителя коллектива кроме его формального (должностного) авторитета присутствие психологического авторитета?

Анализ состояния психологического климата позволяет сделать вывод, что в абсолютном большинстве своих оценок личных качеств и стиля деятельности руководителей сотрудники обращают внимание на необходимость морального и функционального авторитета руководителя.

При этом оказалось, что при оценке личных качеств руководителя сотрудники в наибольшей степени обратили внимание на роль лидера в профессиональной сфере деятельности (функциональный авторитет). Приведу наиболее предпочтительные личные качества руководителя (по приоритету выбора):

) нацеленность на дело,

) профессиональная подготовленность,

) умение создавать здоровый психологический климат в коллективе,

) справедливость,

) умение обобщать, анализировать и правильно оценивать мнения и действия подчиненных.

И, наоборот, при оценке стиля деятельности руководителя на первое место вышел его моральный авторитет. Наиболее предпочитаемые особенности стиля деятельности руководителя (по приоритету выбора):

) забота об условиях труда, быта и нуждах подчиненных,

) объективная оценка каждого члена коллектива,

) стремление строить работу с людьми на взаимном уважении,

) требовательность к самому себе и подчиненным сотрудникам,

Страницы: 1 2

Смотрите также

Формы мотивации и демотивации персонала в организации
Введение Управление персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессиональ ...

Управление персоналом на предприятии
...

Сущность и характеристики стратегического менеджмента. Исторические этапы формирования и тенденция развития
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы: Моя тема имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запа ...