Опыт реформирования моделей управления человеческим фактором
Материалы по менеджменту / Человеческий фактор в управлении / Опыт реформирования моделей управления человеческим фактором
Страница 1

а) Опыт стран Центральной и Восточной Европы

Во второй половине 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы продолжался процесс реформирования планово-административной системы хозяйствования и управления и переход к рыночным механизмам хозяйствования.

С 1992 года в большинстве стран Центральной и Восточной Европы применялась неолиберальная стратегия реформирования. Неолиберальная стратегия традиционно ассоциируется с тремя направлениями в экономической политике - либерализацией, стабилизацией и приватизацией. В дополнение к этим трем составляющим предусматривается также немедленное прекращение государственного распределения ресурсов и упразднение барьеров, затрудняющих международную торговлю и капиталовложения.

Неолиберальную стратегию реформирования прежней системы хозяйствования и управления применяли многие страны СНГ и Центральной и Восточной Европы (притом, что каждая имела самобытную историю, свои институты и в каждой накануне переходного периода складывалась специфическая ситуация). Ни одна из них не смогла избежать сильного экономического кризиса.

Тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, можно указать на следующие причины неудачи:

20формирование системы управления, основанной на принципах свободного рынка, требует длительного срока и активной роли государства в этом процессе;

21разрушение старой централизованной системы хозяйственной координации до того, как удастся создать альтернативную систему управления, ведет к экономическому кризису и управленческому хаосу;

22либерализация в условиях экономики дефицита порождает инфляцию;

23приватизация в обществе, где отсутствует легитимным образом сформировавшийся класс состоятельных людей, может превратиться в растаскивание государственного имущества при слабой экономической выгоде для общества или даже ее отсутствии;

24политика свободной торговли в переходной экономике ставит национальных производителей в условия жесткой иностранной конкуренции, причем до того как они осознают себя готовыми к ней.

Ни у одной из стран региона не существовало четкой, глубоко проработанной концепции перехода от директивной системы организации и управления человеческим фактором к новому механизму хозяйствования, основанному на развитых рыночных отношениях. Была предпринята попытка одним “прыжком” совершить переход к рынку путем ликвидации государственной собственности на предприятия и государственного контроля над управлением. При этом ожидалось, что инициатива и рыночные силы в дальнейшем возьмут на себя стимулирующую и координирующую роль в отношении хозяйственной деятельности, прежде выполняемую государством.

В результате такого пренебрежительного отношения к человеческому фактору рядовой производитель, а вместе с ним и вся система хозяйствования стран региона оказались подставленными под удар стихии рынка. Вследствие чего экономические преобразования в большинстве стран сопровождались массовой безработицей и глубоким структурным кризисом национальных экономик.

) Опыт Китая

Китай начал подвижку в сторону рынка в 1978 году. Несмотря на попытки международных экспертов убедить китайское руководство следовать неолиберальной стратегии, оно разработало совершенно иной подход к построению новой системы управления, базирующейся на рыночных отношениях - управляемую государственную стратегию.

Главным направлением экономической политики КНР в последние годы является реформа хозяйственной системы, которая называют в Китае “второй революцией”. Она осуществляется с учетом реальных условий, немалой национальной специфики. Вместе с тем общие направления перестройки хозяйственной системы КНР во многом сходны с аналогичными подходами в ряде стран Восточной Европы. Они предусматривают преобразования в формах собственности, активное использование регулирующей роли рынка, обеспечение рационального разделения общественного труда, ломку полунатурального хозяйства, региональной разобщенности и ориентированы на создание социальной товарной экономики.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление качеством производства товаров (работ, услуг)
Введение Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают неду ...

Стратегия развития организации
Введение Важнейшей проблемой управления предприятиями является сохранение конкурентоспособности в условиях непрерывной изменчивости внешней среды. Только реализуя стратегии развития ...

Управление персоналом в ООО "Версаль"
Введение Тема данной работы: «Управление персоналом организации сервиса». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильные принципы организации производства, оптимальные ...