Опыт реформирования моделей управления человеческим фактором
Материалы по менеджменту / Человеческий фактор в управлении / Опыт реформирования моделей управления человеческим фактором
Страница 1

а) Опыт стран Центральной и Восточной Европы

Во второй половине 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы продолжался процесс реформирования планово-административной системы хозяйствования и управления и переход к рыночным механизмам хозяйствования.

С 1992 года в большинстве стран Центральной и Восточной Европы применялась неолиберальная стратегия реформирования. Неолиберальная стратегия традиционно ассоциируется с тремя направлениями в экономической политике - либерализацией, стабилизацией и приватизацией. В дополнение к этим трем составляющим предусматривается также немедленное прекращение государственного распределения ресурсов и упразднение барьеров, затрудняющих международную торговлю и капиталовложения.

Неолиберальную стратегию реформирования прежней системы хозяйствования и управления применяли многие страны СНГ и Центральной и Восточной Европы (притом, что каждая имела самобытную историю, свои институты и в каждой накануне переходного периода складывалась специфическая ситуация). Ни одна из них не смогла избежать сильного экономического кризиса.

Тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, можно указать на следующие причины неудачи:

20формирование системы управления, основанной на принципах свободного рынка, требует длительного срока и активной роли государства в этом процессе;

21разрушение старой централизованной системы хозяйственной координации до того, как удастся создать альтернативную систему управления, ведет к экономическому кризису и управленческому хаосу;

22либерализация в условиях экономики дефицита порождает инфляцию;

23приватизация в обществе, где отсутствует легитимным образом сформировавшийся класс состоятельных людей, может превратиться в растаскивание государственного имущества при слабой экономической выгоде для общества или даже ее отсутствии;

24политика свободной торговли в переходной экономике ставит национальных производителей в условия жесткой иностранной конкуренции, причем до того как они осознают себя готовыми к ней.

Ни у одной из стран региона не существовало четкой, глубоко проработанной концепции перехода от директивной системы организации и управления человеческим фактором к новому механизму хозяйствования, основанному на развитых рыночных отношениях. Была предпринята попытка одним “прыжком” совершить переход к рынку путем ликвидации государственной собственности на предприятия и государственного контроля над управлением. При этом ожидалось, что инициатива и рыночные силы в дальнейшем возьмут на себя стимулирующую и координирующую роль в отношении хозяйственной деятельности, прежде выполняемую государством.

В результате такого пренебрежительного отношения к человеческому фактору рядовой производитель, а вместе с ним и вся система хозяйствования стран региона оказались подставленными под удар стихии рынка. Вследствие чего экономические преобразования в большинстве стран сопровождались массовой безработицей и глубоким структурным кризисом национальных экономик.

) Опыт Китая

Китай начал подвижку в сторону рынка в 1978 году. Несмотря на попытки международных экспертов убедить китайское руководство следовать неолиберальной стратегии, оно разработало совершенно иной подход к построению новой системы управления, базирующейся на рыночных отношениях - управляемую государственную стратегию.

Главным направлением экономической политики КНР в последние годы является реформа хозяйственной системы, которая называют в Китае “второй революцией”. Она осуществляется с учетом реальных условий, немалой национальной специфики. Вместе с тем общие направления перестройки хозяйственной системы КНР во многом сходны с аналогичными подходами в ряде стран Восточной Европы. Они предусматривают преобразования в формах собственности, активное использование регулирующей роли рынка, обеспечение рационального разделения общественного труда, ломку полунатурального хозяйства, региональной разобщенности и ориентированы на создание социальной товарной экономики.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Требования к современному менеджеру
Введение Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо , направляющее и координирующее деятельность исполнителей. П ...

Формирование конкурентных преимуществ предприятия
Введение В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Сегодня борьба за потре ...

Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
Аннотация Выпускная квалификационная работа (ВКР) Абдуллаевой Айсел Башир кызы исполнена на тему «Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке». ВКР испол ...