Контроль: формы и средства реализации
Материалы по менеджменту / Функции управления / Контроль: формы и средства реализации
Страница 1

Контроль является одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Планирование должно постоянно учитывать возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития бизнес-организации. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей бизнес-организации. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование бизнес-организации и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Как и процесс планирования, процесс контроля протекает по отдельным фазам. Каждая из этих фаз отличается постановкой особых задач. Кроме того, фазы контроля связаны между собой и с фазами планирования. Как показано на рис. 2, контроль охватывает четыре фазы процесса при сравнении плановых и фактических показателей:

определение плановых показателей;

расчет фактических показателей;

сравнение фактических и плановых показателей (выявление отклонений между ними);

анализ отклонений.

Таким образом, в функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений бизнес-организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятие срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важная функция управленческого контроля - разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности бизнес-организации в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому функция контроля основана в первую очередь на организации системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

По времени можно выделить: краткосрочный контроль; среднесрочный контроль; долгосрочный контроль.

По функциональным отделам различают: контроль сбыта; контроль изготовления; контроль хранения; контроль снабжения; контроль финансов; контроль инвестиций.

Признак «иерархия управления» позволяет различать: общий контроль (контроль бизнес-организации); контроль отделов; контроль рабочих мест.

Признак «иерархия планирования» ведет к делению: на стратегический контроль; тактический контроль; оперативный контроль.

Бизнес-организации широко используют две формы контроля: финансовый и административный.

Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки обращения и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности, а также по организации в целом. Организационно финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления.

Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев руководителям соответствующих подразделений.

Административный (или оперативный) контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируется изменение доли бизнес-организации на рынке в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление персоналом в ресторанном бизнесе (на примере ресторана быстрого питания "KFC" г. Омск)
Введение Актуальность исследования. Ресторанный бизнес сегодня занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является не только одним из высокодоходных видов экономической деят ...

Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ Сравнительный анализ американской и японской систем управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой экономике последние несколько десятков лет ...

Управление качеством на предприятии ЗАО "Прибор-С"
Введение Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества ...