Теоретические основы организации соревнованияМатериалы по менеджменту / Теоретические основы экономического соревнования / Теоретические основы организации соревнованияСтраница 2
Экономической основой возникновения и развития соревнования являются объективно существующие отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Поэтому подлинно экономическим соревнованием будет такое, когда между коллективами (свободными работниками) развивается, с одной стороны, взаимопомощь и товарищеское сотрудничество, а с другой - соперничество и трудовое состязание за лучшие результаты хозяйствования и предпочтение в их присвоении. Это основное ядро экономического соревнования как экономического явления.
Способствуя повышению производительности труда, соревнование с точки зрения своего глубинного содержания выступает как процесс активизации трудовой деятельности, который вызывается:
во-первых, действием побудительных сил, обеспечивающих самофункционирование производительных способностей человека;
во-вторых, действием складывающихся в процессе кооперации труда отношений совместных действий.
Общие побудительные силы трудовой деятельности включают прежде всего потребности, интересы, стимулы, заинтересованность, нравственные принципы, честолюбие. В качестве непосредственного импульса трудовой деятельности выступает потребность участника трудового процесса в присвоении жизненных благ, для чего необходимо выполнение определенных производственных функций.
Активизация труда, представляющая материально-вещественное содержание соревнования, воздействует на производительные способности работника и обеспечивает их повышение по двум основным направлениям. Во-первых, происходит активизация трудовой деятельности непосредственно индивидуальной рабочей силы на основе развития ее специфических возможностей, и тем самым повышается индивидуальная производительность труда. Во - вторых, происходит активизация трудовой деятельности непосредственно общественной рабочей силы на основе распространения в обществе индивидуальных достижений. Содержание соревнования определяют его функции. В научной литературе обычно выделяют три основные функции соревнования: социально-воспитательную, управленческую и экономическую. В связи с этим становится дискуссионным вопрос об отнесении соревнования к экономическим или социально-психологическим методам управления. [1]
Социально-воспитательная функция соревнования состоит в том, что стремление человека превзойти других в труде требует от него предельной организованности, дисциплины, вызывает необходимость расширения знаний и совершенствования профессионального мастерства. Соревнование призвано воспитывать в людях гордость за свое дело, хозяйское отношение к производству. [9]
Управленческая функция соревнования состоит в том, что реализация инициативы соревнующихся предполагает развитие принципов производственного самоуправления, а также поиск новых форм организации труда и производства. Разработка обязательств соревнования, личных творческих планов, борьба за их выполнение, подведение итогов соревнования, выявление победителей и отстающих, по существу, представляют проявление таких этапов управления, как определение программы деятельности, организационная работа по ее выполнению, контроль за работой отдельных участков производства. Выполняя функцию управления, соревнование выдвигает к руководству наиболее отличившихся работников в соответствии с их организаторскими способностями и инициативностью.
Смотрите также
Стратегическое планирование деятельности современной организации
Введение
«Конечно,
обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
И.-В.
Гете
Человек
разумный всегда старался сделать меньше, а получить больше и лучше. ...