Причины конфликта
Страница 1

Внутренние (внутриличностные) конфликты, как явствует из названия, протекают во "внутреннем пространстве" человеческой личности. К источникам этих конфликтов относятся:

- фрустрация (конфликт между "хочу" и "не могу", между "надо" и "не могу") - психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели;

- диалектика цели (конфликт между "хочу" и "не хочу", между "хочу" и "надо") - речь идёт о конфликте, состоящем в одновременном стремлении достижения цели и её избегании;

- взаимодействие ролей (конфликт между "надо" и "надо") - каждому человеку приходится "играть" несколько ролей; требования же этих ролей далеко не всегда совместимы, это и порождает конфликт;

- неопределённость ролей (конфликт между "могу" и "не могу") - причиной является неопределённость властных полномочий, которыми обладает человек.

Все остальные причины конфликтов - межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые - относятся к внешним причинам.

В межличностных конфликтах может проявляться столкновение людей с различными чертами характера (индивидуальными темпераментными свойствами), с разными взглядами и ценностями. Также это может быть ролевой конфликт - но не следует путать его с конфликтом, возникающим вследствие борьбы внутриличностных ролей у одного человека. Распространённой причиной межличностного конфликта является и борьба за обладание всевозможными ресурсами.

Конфликты между личностью и группой возникают, если личность занимает позицию, отличную от позиции, занимаемой остальными членами группы (в процессе функционирования любой группы вырабатываются т.н. "групповые нормы", стандартные правила поведения, которых придерживаются все её участники; соблюдение/несоблюдение этих групповых норм обеспечивает приятие или неприятие личности группой).

Внутригрупповые и межгрупповые конфликты возникают из-за отсутствия чёткого распределения ролей, функций либо ресурсов внутри группы или между ними.

Кроме вышеперечисленных причин возникновения конфликтов, следует упомянуть также и о т.н. "конфликтных личностях" и "конфликтогенах".

Конфликтная личность - личность, обладающая качествами, ведущими к предрасположенности к конфликтным отношениям с другими людьми. К таким качествам относятся [6, c.12]:

- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей; может быть как завышенной, так и заниженной - и в том, и в другом случае она противоречит адекватной оценке окружающих, что и будет выступать потенциальной причиной конфликта;

- стремление доминировать, во что бы то ни стало, там, где это возможно и невозможно;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях; стремление, во что бы то ни стало, "сказать правду в глаза";

- критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

- определённый набор эмоциональных качеств личности (акцентуации характера, проявляющиеся в чрезмерной выраженности, представляющие крайние варианты нормы): тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Выделяют три основные группы конфликтных личностей, каждая из которых имеет свои подтипы:

- конфликтные личности неуправляемого типа - импульсивные, легко возбудимые, со слабым типом нервной системы (слабо контролируют свои эмоции, не могут планировать свою деятельность и последовательно претворять планы в жизнь);

- конфликтные личности демонстративного типа - с неадекватно завышенной самооценкой, требуют постоянного подтверждения своей значимости, в конфликтных ситуациях демонстративно "выходят из себя";

- целенаправленно конфликтные личности - наиболее опасные и трудные в управлении, используют конфликт как привычное средство достижения своих целей, действуют рационально, искусно манипулируя людьми [6, c.17].

Основные характеристики конфликтных личностей и способы общения с ними приведены в Приложении А.

Конфликтогенами ("способствующие конфликту") называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из пяти типов [6, c.13].

. Стремление к превосходству. Проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего отношения к партнёру:

- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания, обвинения, насмешки, издёвки и т.п.;

- снисходительное отношение, которое демонстрируется как бы с оттенком доброжелательности ("Успокойтесь", "Вы же умный человек, а поступаете…" и т.п.);

- хвастовство о своих успехах и достижениях;

- излишняя уверенность в своей правоте, демонстрируется в виде безапелляционных высказываний типа "я уверен", "я считаю", "однозначно" и т.п.;

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
Аннотация Выпускная квалификационная работа (ВКР) Абдуллаевой Айсел Башир кызы исполнена на тему «Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке». ВКР испол ...

Статистические методы управления качеством
Введение   Процедуру статистического контроля качества можно подразделить на приемочный контроль и контроль процесса. Приемочный контроль предполагает тестирование произвольной вы ...

Управление спросом на ОАО "КУМЗ"
Введение В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. По ...