Понятие конфликта, его сущность и видыМатериалы по менеджменту / Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу / Понятие конфликта, его сущность и видыСтраница 1
Конфликт (от лат. глагола konfliktus, "противостоять") - это:
- столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия; в зависимости от источников и носителей конфликта они делятся на социальные, психологические, организационные (управленческие);
- одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей;
- целенаправленное, активное взаимодействие и противостояние сторон при разнонаправленных интересах и противоречивых потребностях;
- процесс резкого обострения противоречия, борьба двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из её участников [5, с.30].
В связи с этим можно дать конфликту определение, как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми (группами людей), с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [6, c.4].
Другими словами, конфликт - "наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающихся негативными эмоциями" [19]. Английский социолог Г.Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление нежелательное, что его необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако есть и противоположное мнение: конфликт служит своего рода сигналом: "что-то не в порядке"; это выражение неудовлетворённости, протеста, информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. Один из основателей современной социологии Макс Вебер считает, что "конфликт очищает".
Каковы же должны быть "ингредиенты", сочетание которых приводит к возникновению конфликта? Прежде всего, должны наличествовать субъекты и объект (объекты) конфликта. Также необходимы: конфликтная ситуация и инцидент.
Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтую ситуацию и влиять на ход развития конфликта в зависимости от своих интересов. Количество субъектов варьируется в каждой конкретной ситуации, их может быть два и более. Таким образом, субъекты - это непосредственные участники, стороны, имеющие несовместимые желания, цели, потребности. Непосредственных участников конфликта также называют "оппонентами" (в переводе с латинского - "противополагающий, возражающий, противник в споре) [5, c. 39].
Также выделяют косвенных участников конфликта, которые участвуют в чужом конфликте, преследуя свои цели. Косвенный участник может вовлекаться в конфликт и совершенно случайно, помимо его воли. Однако в ходе развития конфликта статус косвенного участника нередко сменяется статусом субъекта [6, c.5].
Объект конфликта - это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта; фокус пересечения интересов, имеющих персональную значимость для каждого из участников конфликта. Это и есть то самое "яблоко раздора", на которое претендуют все стороны [5, c.40]. Субъекты конфликта, преследуя свои цели, могут скрывать, маскировать или подменять истинные мотивы, побудившие их к противоборству. Все объекты подразделяются на три вида:
- объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими одновременно с кем-нибудь невозможно;
- объекты могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;
- объекты, которыми все стороны конфликта могут владеть совместно (это ситуация "мнимого конфликта) [6, c.5].
Конфликтная ситуация (почва для конфликта, но ещё не конфликт) - это среда напряжения, которая даёт энергию взаимодействия. Конфликтные ситуации могут:
- возникать по инициативе субъектов конфликта либо объективно;
- "передаваться по наследству", переходить к новым субъектам конфликта даже в случае, когда начало их положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли [5, c.31].
Инцидент - открытое столкновение сторон в эмоционально напряжённом поле взаимодействия. Это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними. Чаще всего мы воспринимаем конфликт именно по инцидентам. Инцидент может возникнуть:
Смотрите также
Стратегия продвижения товаров на инструментальном уровне
1. Теоретические основы разработки стратегии продвижения
товаров
...
Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
Аннотация
Выпускная квалификационная работа (ВКР) Абдуллаевой Айсел Башир кызы
исполнена на тему «Управление торговым обслуживанием покупателей на
потребительском рынке».
ВКР испол ...
Трудовая мотивация работников
Введение
трудовая мотивация персонал
Трудовая
мотивация персонала предприятия зависит от внутренних и внешних факторов. В их
числе можно отметить как обстановку на предприятии, услови ...