Социально-экономический анализМатериалы по менеджменту / Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО "НИИП" / Социально-экономический анализСтраница 1
Томский научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов (НИИПП) - одно из немногих высокотехнологичных предприятий в стране, которое не просто пережило суровые 1990-е, но и сумело развить новые направления в производстве.
Бурный расцвет предприятия пришелся на 1992 год. СССР уже разваливался, а в НИИПП кипела жизнь: здесь работали 6 тыс. человек: 4,5 тыс. на производстве и 1,5 тыс. в научном институте. Ученые вели более 100 НИОКР, производственники выпускали комплектующие - миллионы транзисторов, диодов для отечественных телевизоров, около 30% составляли оборонные заказы [14].
В 1994 году связи с предприятиями Союза прекратились, исчез госзаказ. В страну начались массовые поставки импортной электронной техники. В результате к 1995 году объемы производства в НИИПП упали в 150 раз. Буквально за один год коллектив института уменьшился на несколько тысяч человек, люди уходили сами из-за задержек зарплаты.
Успешное выживание и возрождение НИИПП связывают с деятельностью Эдуарда Яука, который занимал пост генерального директора до 2011 года. В конце 1990-х на предприятии были освоены новые виды высокотехнологичных производств: начался выпуск медицинской техники - аппарата «Геска», а разработанная в НИИПП «кремлевская таблетка», по сути, стала финансовым спасением, обеспечив почти 80% дохода всего института. Именно в эти годы здесь наладили выпуск приборов для контроля защиты электроустановок, светодиодных ламп для бакенов, занялись изготовлением сигнальной техники. В целом в период с 1996 по 2000 год выпуск полупроводниковой продукции вырос с 5 до 50%, открылось множество новых лабораторий.
В 1998 году в стране грянул дефолт, и началась новая череда трудностей. Справились и с ними, даже закалились в бою: с кризисом 2008-го предприятие справилось без больших потерь (объемы упали всего на 10% и быстро выправились), а последние три года НИИПП продолжает демонстрировать уверенный рост объемов производства.
В 2011 г. объем российского рынка электронных компонентов вырос на 23% и достиг 1,83 млрд. долларов. С 2002 г. рынок демонстрировал существенные темпы роста, иногда превышавшие 30%, за исключением кризисного 2009 г., когда он «просел» на 38%, и с 1,72 млрд. долларов до 1,12 млрд. долларов. В 2010 г. были зафиксированы самые высокие темпы роста - 32% [4].
В 2011 году выручка в НИИПП достигла 680 млн. рублей. В планах на 2012 год - заработать около 780 млн. рублей, но уже сейчас ситуация с заказами говорит о том, что эта цифра может быть значительно выше.
Самое важное в настоящее время не снижать объемы государственной помощи, эффективно контролировать развитие этого высокотехнологичного сектора экономики, а также создавать условия для привлечения частного предпринимательского сектора.
Начиная с 2007 года, Правительство России осознало важность воссоздания в стране электронной индустрии как одного из значимых факторов независимости, безопасности и экономического процветания.
Понимая необходимость объединения усилий в области электронной промышленности, в 2008 году НИИПП вошел в ГК «Ростехнологии». В 2010 году - «Росэлектроника» (одно из подразделений госкорпорации) - приняло решение о строительстве в Томске базового центра внедрения светодиодов - одного из трех, создаваемых в России [18].
Работа по созданию такого центра в Томске уже ведется. НИИПП совместно с ТУСУРом открыл лабораторию по сборке светодиодов, а совместно с ТПУ - дизайн-центр и лазерную лабораторию. На новом оборудовании предстоит отработать цикл производства и подготовить инженеров для нового завода [14].
Смотрите также
Формы мотивации и демотивации персонала в организации
Введение
Управление
персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы),
организация их эффективного и рационального использования, а также их
профессиональ ...
Японская модель управления принципы, особенности применения и перспективы развития
Введение
Экономический рывок, который продемонстрировала
Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес
у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экон ...
Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО ТВЭКС
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект
студента Лидии Владимировны Хромовой
1. Тема курсового проекта Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО
«ТВЭКС»
2. Срок сдачи студентом курсо ...