Стратегии поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте рассматривается Анцуповым и Шипиловым [2], как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определённые формы поведения в ситуации конфликта. Авторы учебника "Конфликтология" выделяют пять типов стратегий.

Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс - предполагает взаимные уступки в чём-то важном и принципиальном для каждой стороны.

Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

Избегание - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчинённые идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71 % и 46 % соответственно. Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия в конфликтах, развивающихся в горизонтальной плоскости (статусы равны): оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество - только в 2-3 % ситуаций [4, c.12].

Итак, мы рассмотрели сущность конфликта, его виды и причины возникновения с психологической точки зрения, а также стратегии поведения в конфликте. Но особенность современной конфликтологии в том, что её предмет, по сути, междисциплинарен (конфликты рассматриваются в политологии, в социологии, в экономике и правоведении). Важным разделом также является организационная конфликтология, о которой пойдёт речь в следующей главе.

2. Конфликты в организации

Смотрите также

Организация проведения спортивных соревнований на примере.диплом
Введение Актуальность работы. Уровень подготовленности борцов, выступающих на главных международных соревнованиях по вольной борьбе, сегодня очень высок. Он хоть и про­должает расти, ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение   Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...

Стратегический анализ ИП Чащина
ВВЕДЕНИЕ В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочн ...