Стратегии поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте рассматривается Анцуповым и Шипиловым [2], как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определённые формы поведения в ситуации конфликта. Авторы учебника "Конфликтология" выделяют пять типов стратегий.

Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс - предполагает взаимные уступки в чём-то важном и принципиальном для каждой стороны.

Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

Избегание - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчинённые идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71 % и 46 % соответственно. Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия в конфликтах, развивающихся в горизонтальной плоскости (статусы равны): оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество - только в 2-3 % ситуаций [4, c.12].

Итак, мы рассмотрели сущность конфликта, его виды и причины возникновения с психологической точки зрения, а также стратегии поведения в конфликте. Но особенность современной конфликтологии в том, что её предмет, по сути, междисциплинарен (конфликты рассматриваются в политологии, в социологии, в экономике и правоведении). Важным разделом также является организационная конфликтология, о которой пойдёт речь в следующей главе.

2. Конфликты в организации

Смотрите также

Формирование и сочетание формального и неформального управления.
Введение В последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные политические и экономические перемены, приведшие к появлению новых профессий. Так, прочно вошло в наш ...

Статистические методы управления качеством
Введение   Процедуру статистического контроля качества можно подразделить на приемочный контроль и контроль процесса. Приемочный контроль предполагает тестирование произвольной вы ...

Требования к современному менеджеру
Введение Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо , направляющее и координирующее деятельность исполнителей. П ...