Теоретические основы организации соревнования
Страница 2

Социально-воспитательная функция соревнования состоит в том, что стремление человека превзойти других в труде требует от него предельной организованности, дисциплины, вызывает необходимость расширения знаний и совершенствования профессионального мастерства. Соревнование призвано воспитывать в людях гордость за свое дело, хозяйское отношение к производству. [9]

Управленческая функция соревнования состоит в том, что реализация инициативы соревнующихся предполагает развитие принципов производственного самоуправления, а также поиск новых форм организации труда и производства. Разработка обязательств соревнования, личных творческих планов, борьба за их выполнение, подведение итогов соревнования, выявление победителей и отстающих, по существу, представляют проявление таких этапов управления, как определение программы деятельности, организационная работа по ее выполнению, контроль за работой отдельных участков производства. Выполняя функцию управления, соревнование выдвигает к руководству наиболее отличившихся работников в соответствии с их организаторскими способностями и инициативностью.

Экономическая функция соревнования состоит в том, что стремление людей превзойти друг друга, добиться большего успеха в труде неизменно способствует улучшению показателей их деятельности, уровня жизни не только в отчетном периоде, но и в ближайшей перспективе, а при закреплении и развитии успеха и в более отдаленной. Группировка функций по субъекту управления позволяет разделить их на основные (руководство, планирование, учет и контроль) и обеспечивающие (информационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и другое обеспечение соревнования).

Организация экономического соревнования на научной основе требует соблюдения определенных правил или принципов - качества, прибыльности, гласности, сравнимости результатов, повторения передового опыта, взаимопомощи, организованности и стимулирования.

Качество должно сопутствовать всем этапам экономического соревнования. Это относится к организации соревнования проведению его в процессе труда, разработке системы поощрения за достигнутые результаты и подведению итогов, В ходе проведения экономического соревнования намечаются меры по улучшению Качества Труда и повышению качества производимой продукции.

Прибыльность. Экономическое соревнование должно способствовать увеличению прибыли предприятия в перспективе. Этот принцип отсутствовал при организации социалистического соревнования, так как основной целью было увеличение производительности труда за счет роста валового производства продукции.

Гласность означает освещение отдельной информации о проведении экономического соревнования. Нужно отметить, что содержание этого принципа значительно отличается от аналогичного принципа социалистического соревнования в части границ и объема распространения информации о достигнутых результатах. В условиях рынка информация, способствующая увеличению прибыли предприятия, составляет коммерческую тайну и не подлежит распространению. Это может быть, например, "ноу - xay", по определению Л.Ф. Догиль и Б.Д. Семенова [3], это совокупность или отдельные знания, опыт, навыки технического, технологического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой, передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений. Однако освещение успехов предприятия, отдельного подразделения является действенным Средством рекламы производимых товаров и ведет к повышению эффективности производства.

Сравнимость результатов предполагает сравнимость условий и итогов соревнования. Особенно это важно для сельского хозяйства, в котором действует много нестабильных природно-экономических факторов.

Повторение передового опыта - принцип и одна из целей экономического соревнования, поскольку овладение опытом передовиков означает освоение огромных резервов экономического роста.

Принцип организованности требует проведения целого комплекса организационных, экономических, технических и социальных мероприятий, обеспечивающих эффективное экономическое соревнование. Организация включает разделение труда по управлению соревнованием, разработку обязательств, контроль за ходом их выполнения, охватывает также учет, анализ и другие общие функции управления соревнованием.

Принцип стимулирования подкрепляет чисто организационные мероприятия и доводит дело до конца. С помощью стимулирования достигается согласование интересов предприятия и отдельных работников. Человек, вступая в соревнование, старается быть первым или в числе передовиков, рассчитывая на определенные дополнительные блага. Если это заранее определено, то его поведение становится более активным. [3]

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС
Введение Конфликт - это открытое столкновение сторон, мнений, сил, связанное с различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере задач и способах их решения ...

Совершенствование технологии отбора персонала при приеме на работу
Введение Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внед ...

Технологии принятия управленческих решений (метод Дельфи)
Введение Практическая актуальность работы обусловлена тем, каждый человек принимает решения ежедневно и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысл ...