Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления
Материалы по менеджменту / Социально-психологические аспекты управления персоналом / Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления
Страница 3

Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.

Наиболее важным критерием формирования и развития типологии лидеров в последние десятилетия стал стиль.

Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства (таблица 1.3).

Типы лидеров и их характеристика

Таблица 1.3

Тип лидера

Характеристика лидера

Ведущие за собой

Наиболее распространенный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство - их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытом

Организаторы групп

Основное качество - знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах

Исполнители

Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив

Дипломаты

Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз

Генераторы идей

Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность

Продавцы идей

Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих и чужих эмоций

Синтезаторы

Умеют выделить самое главное даже из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое

Разъяснители

Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации

Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями. Классифицировать типы лидерства можно не только по выполняемой роли, но и по другим признакам, например, уровню этики. Реальные модели лидерства - это сами лидеры со своими системами инструментов лидерства, этических норм и деловых качеств.

Каждый лидер отличается:

особенностями структуры своей власти (власть авторитета, должности, поведения в обществе, компетентности), т.е. сочетанием статусной, экономической и духовной власти;

своими особенными чертами характера, т.е. неповторимыми личными качествами;

взаимодействием между собой и последователями, т.е. возможностью увеличения «количества» власти на основе успешного взаимодействия с группой;

особенностями управления персоналом в группе, т.е. техникой группового менеджмента.

До XIX века преобладала статусная и духовная власть лидера, основанная на положении в обществе. Лидерство было персонифицировано и связано с качествами лидеров-правителей. Промышленные революции и возникновение капитализма в XIX в. привели к возникновению власти на основе конституций, должностей, капитала, денег, а также законов, устанавливающих границы персонифицированного влияния и лидерства. Появились слагаемые лидерства, его структура усложнилась, добавилась власть должности. Само понятие власти (кратологии) получило новое развитие. Для науки о власти стало характерным многообразие концепций власти (таблица 1.4).

Концепции власти

Таблица 1.4

Концепция власти

Характеристика власти

Поведенческая

В основе власти - отношения между группами. Эти отношения позволяют одной группе управлять поведением другой. Средством регулирования этого поведения выступает власть

Функциональная

В основе власти - ресурсы, с помощью которых можно влиять на процессы, происходящие в группе, и на ее деятельность для достижения целей организации

Социальная

В основе власти - силы воздействия на сознание последователей лидера. Основная из них - общественное мнение, мнение группы. Если такая власть у руководителя не складывается, то вместо нее приходят силы принуждения.

Информационная

В основе власти - информация, которая наиболее значима для формального лидера, а также контроль за информацией

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Совершенствование системы по управлению качеством работы Государственного унитарного предприятия (ГУП) "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов"
ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день задачи коренного повышения технического уровня и качества продукции и услуг приобретают все большее значение в жизни общества. Качество изделий и услуг с ...

Управление конкурентной стратегией танцевального клуба "МиСС"
Введение Современная экономика характеризуется сочетанием сложных и противоречивых процессов глобализации бизнеса, ограниченности ресурсов, ускорения технологических нововведений, всл ...

Управление персоналом (на предприятии на примере ОАО "Алтайэнерго")
ФГБОУ «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Кафедра «Экономика труда» УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Мишин А. К. «_____» ________________ 20 ...