Методика разработки стратегии развития предприятия
Материалы по менеджменту / Стратегия развития организации / Методика разработки стратегии развития предприятия
Страница 1

В методологический базис стратегического управления развитием предприятий должны войти следующие положения антикризисного управления: стратегический мониторинг и стратегический контроллинг деятельности предприятия с целью выявления и контроля экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создания системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего выявления "слабых сигналов" об угрозе приближающегося кризиса; формирование и постоянная адаптация стратегических и тактических антикризисных мероприятий, которые, являясь элементарными носителями развития, разрешают соответствующие противоречия как во внутренней среде предприятия, так и во взаимодействиях его с внешней рыночной средой.

На уровне предприятия задачи развития разобьем на три подуровня по направленности управленческих решений. Первый подуровень (А) связан с решениями относительно перераспределения усилий между функционированием и развитием (решения о ценностях, сферах интересов, стратегиях и объемных показателях ресурсов). Задачи второго подуровня (Б) направлены на формирование портфеля инноваций; выбор динамики реализации инноваций и способов активизации потока инноваций. И наконец, третий подуровень (В) связан с решениями по технологии реализации нововведений и созданием детальных проектов нововведений. Для управления развитием на уровне предприятия необходима формализация задач подуровней (А), (Б), (В).

Управление развитием предприятия должно базироваться на четырех основополагающих моделях типа "жизненный цикл": модель жизненного цикла предприятия, модель жизненного цикла конкурентных преимуществ, модель жизненного цикла системы менеджмента предприятия и модель жизненного цикла нововведения.

Основу в четком и эффективном формулировании управленческих задач составляет разработка стратегии предприятия.

Теория стратегии определяется как теория, оперирующая конструкциями, которые являются по сути концептуальными представлениями решаемой проблематики с опорой на теорию. (В этом проявляется принципиальное отличие теории стратегии от экономической теории, которая имеет дело с моделями и представляется как совокупность взаимосвязанных частных теорий.) Конструкции, как составляющие теории стратегии, отражают прикладные взаимосвязи, что ориентирует теорию стратегии на разработку практических процедур и механизмов.

В рамках общей теории стратегии на сегодня отсутствует теоретический базис разработки организационно-экономических механизмов разработки и управления стратегией предприятия. Такой теоретический базис должен включать в себя: концепцию построения и исследования организационно-экономических механизмов формирования и реализации стратегий предприятия; системно-структурное представление указанного организационно-экономического механизма; технологию и процедуры синтеза организационно-экономического механизма в условиях деятельности предприятия. Для стратегии как ключевой категории теории будем использовать следующее определение. Стратегия - это способ реализации предприятием своих интересов, определяющий его поведение в пространстве параметров, которые характеризуют противоречия, порождаемые взаимодействием предприятия и рыночной среды, а также взаимодействием внутренних компонентов предприятия, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла. Стратегия устанавливает ориентиры и наборы правил, сужающих варианты выбора поведения по разрешению противоречий в пределах заданных ограничений, а также выполняет роль средства координации всех иерархических уровней предприятия, выступая, таким образом, в качестве управленческого инструмента системы менеджмента. Методология стратегического управления развитием предприятия представляется как результат синтеза составляющих различных специальных теорий: стратегического управления, антикризисного управления, моделирования управляемого развития, теории стратегии. Для построения непротиворечивого методологического подхода к стратегическому управления развитием предприятия необходимо осуществлять объединение отдельных составляющих перечисленных выше теоретических концепций на основе некоторого общего базиса, в качестве которого представляется обоснованным выбор теории фирмы. Изложенное выше определяет основные требования, предъявляемые к технологии стратегического управления предприятием. Эти требования должны быть сформулированы для всех этапов технологии, начиная со сбора информации и заканчивая принятием решений. В общем виде технология стратегического управления предприятием представлена на рис. 1.1. На первом этапе - процесс стратегического мониторинга понимается процесс сбора стратегической информации и сравнение ее характеристик с ожидаемыми значениями. Вторым технологическим этапом стратегического управления является анализ внешней среды. В качестве компонентов внешней среды рассматриваются: законодательная и исполнительная власть на государственном, областном и районном уровнях; группы влияния, конкуренты, партнеры и т. п. Каждый из этих компонентов имеет динамическую характеристику состояния, определяемую через соответствующую ситуацию, которая описывается определенными параметрами.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Функции и роль служб предприятия на примере ООО Юмабел
ВВЕДЕНИЕ Одним из этапов подготовки специалиста в области коммерческой деятельности является прохождение технологической практики. Целью технологической практики является закрепление ...

Стандартизация в управлении качеством продукции
Введение Положения и требования Закона «О Техническом регулировании» распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), на проектные, конструкторские, ...

Управленческие идеи Ч. Хэнди
Введение Работы Чарлза Хэнди посвящены проблемам организаций, причем основное внимание автор уделяет психологическим и философским аспектам их деятельности. Он успешно сочетает требов ...