Механизм управления кризисной ситуацией
Материалы по менеджменту / Управление в кризисных ситуациях / Механизм управления кризисной ситуацией

Механизм управления кризисной ситуацией создается в рамках антикризисного управления.

Антикризисное управление - это управление, нацеленное на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного хозяйствования.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мероприятий, направленных на нейтрализацию наиболее опасных факторов, которые могут привести к кризисной ситуации. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, которое бы полностью исключало банкротство.

Особенности антикризисного управления:

· прочное положение предприятия на рынке при любых экономических, социальных, политических изменениях в стране;

· в его рамках применяются те инструменты управления, которые наиболее эффективны в устранении временной финансовой трудности;

· главное - быстрая реакция на изменения во внешней среде, применение разнообразных альтернативных вариантов;

· использование инноваций;

· введение в действие управленческих и финансовых механизмов, которые разрешили бы преодолеть кризис с минимальными потерями.

В соответствии с двумя типами реакции предприятия на кризис, мероприятия антикризисного управления также делятся на 2 группы:

1) стратегические;

2) тактические.

Стратегические мероприятия должны быть принятые и реализованы на ранних стадиях управления, когда кризис еще не имеет безвозвратного характера. Тактические мероприятия разрабатываются и реализуются уже в границах кризисной ситуации.

В кризисной ситуации можно выделить следующие стадии:

1. Стадия шока - когда происходит событие, которое вызывает кризис и нарушается нормальная деятельность предприятия.

2. Стадия отката назад - из-за нарушения нормальной деятельности ухудшаются все результаты деятельности предприятия.

3. Стадия постепенного выхода из кризисного положения.

Задача менеджера состоит в том, чтобы уменьшить во времени протекание первых двух стадий и быстрее перейти к третьей. Учитывая это, в системе менеджмента должен быть создан механизм распознавания кризисной ситуации и механизм преодоления кризисной ситуации.

В разработке антикризисного механизма можно выделить три основных подхода:

1. Реактивное управление, то есть реакция на кризис, который уже произошел.

2. Активное управление, то есть быстрая реакция на кризис и способность сократить потери для предприятия.

3. Плановое управление, которое предусматривает разработку прогнозов развития предприятия, направленных на проявление возможных отклонений от стратегических целей предприятия.

Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мероприятий, которые можно разделить на две категории:

1) мероприятия по приведению деятельности предприятия в соответствие с изменениями макросреды, факторов непосредственного окружения и внутренней среды. Это проникновение в новые сферы бизнеса, отказ от существующей специализации, внедрение систем стратегического планирования, то есть стратегические мероприятия;

2) мероприятия, которые не приводят к изменению обычных отношений. Это проведение кампании по стимулированию сбыта, снижения цен, приведения товарных запасов к нормативам, остановка программ повышения квалификации кадров, сокращение затрат на НИОКР, то есть чрезвычайные оперативные мероприятия.

Г.Друкер предлагает свой вариант антикризисного управления. Основа - это управление, нацеленное на результаты. Он выделяет три экономических задачи антикризисного управления:

существующей бизнес должен быть эффективным;

его потенциал должен быть определен и реализован;

его следует превратить в другой бизнес, который соответствует задачам будущего, которые изменяются.

Смотрите также

Стратегический анализ компании ОАО "Ростелеком"
Введение Стратегическое управление - управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, ...

Управление качеством на предприятии ЗАО "Прибор-С"
Введение Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества ...

Современный менеджмент
...